Как только дверь самолёта закрывается, капитану воздушного судна предоставляются неограниченные полномочия. В случае необходимости он может даже арестовать пассажира… О шаровых молниях, профессиональном сленге, специфических шутках экипажа и многом другом в интервью «Журналу ЖЖ» пилота Алексея и пилота-инструктора Дениса.
– Что самое важное в работе пилота?
Алексей: Здоровье. Летчик должен соответствовать строгим медицинским требованиям. Если у вас, например, аллергия на весеннее цветение, обыкновенная простуда – в этом случае можно смело выкинуть неделю, а то и две из рабочей жизни. Пока не вылечитесь окончательно, к рейсу вас никто не допустит. Пилот должен быть готов к полету в любое время дня и ночи, независимо от того, в какой точке планеты он находится. 99,9% успешности и благополучности полета зависит вовсе не от знаний и умений, а от психологического и физического состояния пилота.
Денис: Принятие решений. Каждый полет – это огромная ответственность за тех, кто находится за твоей спиной. Конечно, можно упомянуть о чисто физиологических проблемах: недосып, усталость, ночные полеты и прочее – но это уже специфика нашей работы. Представители многих других профессий так же недосыпают, устают и работают ночью. Но только связан с ситуацией, когда в течение доли секунды надо принять на свой страх и риск самое порой нетривиальное решение.
– Слышны ли аплодисменты в кабине? И правда ли, что при посадке аплодируют только россияне?
А.: Зависит от типа самолета. Например, в большом «Боинг 777» никаких аплодисментов не слышно. На маленьком «В 737» иногда слышно, но не всегда. Мы, пилоты, особо не обращаем на это внимания и об овациях нам чаще рассказывают стюардессы. Хлопают практически везде. Мне кажется, что это в большей степени зависит от времени суток и направления полета. Вряд ли вы услышите хлопки, если самолет вылетел из пункта отправления в час ночи, а прибыл в аэропорт назначения в 7 утра. Или если выполняется целевой рейс по перевозке вахты из Краснодара в Надым.
Д.: В кабине моего самолета аплодисменты не слышны. Но прекрасно слышны бортпроводникам, которым они очень приятны.
– Есть ли какие-то суеверия среди пилотов?
А.: Самой распространенной и известной традицией, наверное, считается , что летчики не говорят «последний полет», говорят «крайний» (но это относится именно к полету, а не к словесным оборотам в повседневной жизни). Не принято фотографироваться перед рейсом. Причём речь идёт не об общих снимках, а именно о фотографировании себя. Во многих авиакомпаниях мира в салоне нет 13-го ряда кресел. Идет 11, 12 – и потом сразу 14... Еще перед рейсом самолет обязательно нужно потрогать, погладить, похлопать. Многие разговаривают с самолетом (я в том числе).
Д.: В моей компании существует красивая традиция встречать на стоянке самолет, командир которого выполнил своей первый самостоятельный полет в качестве командира корабля. Он заруливает, из него выходят по трапу пассажиры, а одна из наших девушек подходит к кабине и бросает снизу букет цветов, который должен поймать новоиспеченный командир.
– Есть ли у вас талисман?
А.: Пожалуй, только наручные часы. Пару-тройку раз за всю жизнь я забывал их надевать, и в рейсах обязательно происходило что-то нестандартное…
Д.: Самолет и есть мой талисман, по крайней мере мы с ним говорим на одном языке и всегда выручаем друг друга.
– Как постоянные перелёты влияют на семейную жизнь?
Д.: В жизни пилотов гораздо больше, чем у других, возвращений домой, которые всегда превращаются в небольшой праздник. Терпение и мудрость жен – залог наших летных успехов.
– Случались ли у вас внештатные ситуации?
А.: В небе я больше 30 лет. За это время бывало всякое. И двигатель отказывал, и генератор, и даже шаровая молния по салону летала. Главное при этом – не растеряться и не запаниковать…
– Обсуждают ли в вашей среде чудовищную катастрофу в Альпах с пилотом-самоубийцей?
Д.: К сожалению, такие случаи в авиации происходили и до этого, даже были в СССР. Мнения такие, что надо оставаться профессионалом в любой, даже самой сложной личной жизненной ситуации. Если у тебя депрессия – ты должен сидеть дома, а не лететь. Пилоты проходят многочисленные тестирования, которые способны выявить многие потайные черты характера. Но нет идеального способа узнать о наличии всех тараканов в голове в режиме реального времени.
– Расскажите, пожалуйста, о вашем профессиональном сленге.
А.: Всего не упомнить, но если идти по примерам, то вот. По аэродрому не «ездят», а «рулят». С полосы не «сруливают», а «освобождают» ее. Крыло – «плоскость». Передняя стойка шасси – «передняя нога». Пройти очередную медкомиссию – «получить хлебную карточку». Заправиться топливом – «залиться». Бортпроводники – независимо от половой принадлежности и возраста – «девчонки». Пассажиры – «загрузка»…
Д.: Сейчас стало модным называть пилотов «операторами». Мол за них всю работу делает компьютер и автопилот, и непонятно за что они получают свои зарплаты. Обыватели думают, что автоматика настолько развилась, что пилот становится ненужным звеном, он «не пилотирует», а «оперирует». Это суждение неверно и способно задеть пилота за живое, особенно если он только что успешно выкарабкался из очередной нетривиальной ситуации, с которой не способен справиться ни один современный компьютер.
Кстати на Западе действительно был уклон в сторону подмены летчика компьютером – результат трагический. При посадке произошел сбой автопилота, и пилот вместо того, чтобы взять управление на себя, стал механически перезагружать компьютер. Секунды были упущены, самолет разбился, все погибли.
– Есть ли какие-то традиционные шутки и приколы среди членов экипажа?
А.: Например такой розыгрыш при первом рейсе молодой стюардессы. Старший бортпроводник после взлета как бы невзначай говорит ей, что в авиации много традиций и их нужно чтить. После посадки, во время передвижения до гостиницы, эта девушка вдруг узнает от команды, что сегодня ей предстоит переспать с капитаном. Всё происходит как хорошо срежиссированный спектакль, в котором каждый знает свою роль назубок. От одного и от другого девушка слышит: тебе самой решать, но так уж заведено! Она в растерянности и смятении, экипаж только старается не рассмеяться. С кем-то этот номер не проходит, но бывает, что девочка в самом деле вечером стучится в командирский номер. А если капитан еще и старенький и не в курсе дела, тогда самый сок! Потом, конечно, новенькой объясняют, что традиция – не переспать, а разыграть.
Д.: Авиация – настолько серьезная профессия, что здесь просто необходимо уметь разряжать атмосферу какой-нибудь шуткой. Например твой второй пилот еще совсем молодой, а ситуация при заходе на посадку очень сложная – вокруг грозы, множество самолетов сужают возможность маневрирования, топливо, как обычно, уже на исходе… Ты, как капитан, обязан демонстрировать экипажу, что владеешь ситуацией, даже если сам еще в этом не уверен. И перед тем, как принять решение об уходе на запасной аэродром, поворачиваешься ко второму пилоту, спрашиваешь: «Слушай, а ты зонтик-то взял? Нет? Я тоже не взял. Значит, придется лететь на запасной».
Я слышал от нескольких коллег такую историю, в правдивости которой они клялись. У одного большого самолета отказали на курсе все двигатели, и командир обратился к пассажирам с такими словами: «Дамы и господа, у нас две новости. К сожалению, так получилось, что отказали все двигатели. Зато в салоне наконец станет потише». К счастью, двигатели удалось перезапустить, и тот полет закончился успешно. Шутка спасла прежде всего самого командира от паники – и он расчетливо произвел все жизненно необходимые действия.
Журнал ЖЖ
Комментарии