Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Самолет летит, мотор работает… А кто и как им управляет?

  • Как только дверь самолёта закрывается, капитану воздушного судна предоставляются неограниченные полномочия. В случае необходимости он может даже арестовать пассажира… О шаровых молниях, профессиональном сленге, специфических шутках экипажа и многом другом в интервью «Журналу ЖЖ» пилота Алексея и пилота-инструктора Дениса.

    – Что самое важное в работе пилота?

    Алексей: Здоровье. Летчик должен соответствовать строгим медицинским требованиям. Если у вас, например, аллергия на весеннее цветение, обыкновенная простуда – в этом случае можно смело выкинуть неделю, а то и две из рабочей жизни. Пока не вылечитесь окончательно, к рейсу вас никто не допустит. Пилот должен быть готов к полету в любое время дня и ночи, независимо от того, в какой точке планеты он находится. 99,9% успешности и благополучности полета зависит вовсе не от знаний и умений, а от психологического и физического состояния пилота.

    Денис: Принятие решений. Каждый полет – это огромная ответственность за тех, кто находится за твоей спиной. Конечно, можно упомянуть о чисто физиологических проблемах: недосып, усталость, ночные полеты и прочее – но это уже специфика нашей работы. Представители многих других профессий так же недосыпают, устают и работают ночью. Но только связан с ситуацией, когда в течение доли секунды надо принять на свой страх и риск самое порой нетривиальное решение.

    – Слышны ли аплодисменты в кабине? И правда ли, что при посадке аплодируют только россияне?

    А.: Зависит от типа самолета. Например, в большом «Боинг 777» никаких аплодисментов не слышно. На маленьком «В 737» иногда слышно, но не всегда. Мы, пилоты, особо не обращаем на это внимания и об овациях нам чаще рассказывают стюардессы. Хлопают практически везде. Мне кажется, что это в большей степени зависит от времени суток и направления полета. Вряд ли вы услышите хлопки, если самолет вылетел из пункта отправления в час ночи, а прибыл в аэропорт назначения в 7 утра. Или если выполняется целевой рейс по перевозке вахты из Краснодара в Надым.

    Д.: В кабине моего самолета аплодисменты не слышны. Но прекрасно слышны бортпроводникам, которым они очень приятны.

    – Есть ли какие-то суеверия среди пилотов?

    А.: Самой распространенной и известной традицией, наверное, считается , что летчики не говорят «последний полет», говорят «крайний» (но это относится именно к полету, а не к словесным оборотам в повседневной жизни). Не принято фотографироваться перед рейсом. Причём речь идёт не об общих снимках, а именно о фотографировании себя. Во многих авиакомпаниях мира в салоне нет 13-го ряда кресел. Идет 11, 12 – и потом сразу 14... Еще перед рейсом самолет обязательно нужно потрогать, погладить, похлопать. Многие разговаривают с самолетом (я в том числе).

    Д.: В моей компании существует красивая традиция встречать на стоянке самолет, командир которого выполнил своей первый самостоятельный полет в качестве командира корабля. Он заруливает, из него выходят по трапу пассажиры, а одна из наших девушек подходит к кабине и бросает снизу букет цветов, который должен поймать новоиспеченный командир.

    – Есть ли у вас талисман?

    А.: Пожалуй, только наручные часы. Пару-тройку раз за всю жизнь я забывал их надевать, и в рейсах обязательно происходило что-то нестандартное…

    Д.: Самолет и есть мой талисман, по крайней мере мы с ним говорим на одном языке и всегда выручаем друг друга.

    – Как постоянные перелёты влияют на семейную жизнь?

    Д.: В жизни пилотов гораздо больше, чем у других, возвращений домой, которые всегда превращаются в небольшой праздник. Терпение и мудрость жен – залог наших летных успехов.

    – Случались ли у вас внештатные ситуации?

    А.: В небе я больше 30 лет. За это время бывало всякое. И двигатель отказывал, и генератор, и даже шаровая молния по салону летала. Главное при этом – не растеряться и не запаниковать…

    – Обсуждают ли в вашей среде чудовищную катастрофу в Альпах с пилотом-самоубийцей?

    Д.: К сожалению, такие случаи в авиации происходили и до этого, даже были в СССР. Мнения такие, что надо оставаться профессионалом в любой, даже самой сложной личной жизненной ситуации. Если у тебя депрессия – ты должен сидеть дома, а не лететь. Пилоты проходят многочисленные тестирования, которые способны выявить многие потайные черты характера. Но нет идеального способа узнать о наличии всех тараканов в голове в режиме реального времени.

    – Расскажите, пожалуйста, о вашем профессиональном сленге.

    А.: Всего не упомнить, но если идти по примерам, то вот. По аэродрому не «ездят», а «рулят». С полосы не «сруливают», а «освобождают» ее. Крыло – «плоскость». Передняя стойка шасси – «передняя нога». Пройти очередную медкомиссию – «получить хлебную карточку». Заправиться топливом – «залиться». Бортпроводники – независимо от половой принадлежности и возраста – «девчонки». Пассажиры – «загрузка»…

    Д.: Сейчас стало модным называть пилотов «операторами». Мол за них всю работу делает компьютер и автопилот, и непонятно за что они получают свои зарплаты. Обыватели думают, что автоматика настолько развилась, что пилот становится ненужным звеном, он «не пилотирует», а «оперирует». Это суждение неверно и способно задеть пилота за живое, особенно если он только что успешно выкарабкался из очередной нетривиальной ситуации, с которой не способен справиться ни один современный компьютер.

    Кстати на Западе действительно был уклон в сторону подмены летчика компьютером – результат трагический. При посадке произошел сбой автопилота, и пилот вместо того, чтобы взять управление на себя, стал механически перезагружать компьютер. Секунды были упущены, самолет разбился, все погибли.

    – Есть ли какие-то традиционные шутки и приколы среди членов экипажа?

    А.: Например такой розыгрыш при первом рейсе молодой стюардессы. Старший бортпроводник после взлета как бы невзначай говорит ей, что в авиации много традиций и их нужно чтить. После посадки, во время передвижения до гостиницы, эта девушка вдруг узнает от команды, что сегодня ей предстоит переспать с капитаном. Всё происходит как хорошо срежиссированный спектакль, в котором каждый знает свою роль назубок. От одного и от другого девушка слышит: тебе самой решать, но так уж заведено! Она в растерянности и смятении, экипаж только старается не рассмеяться. С кем-то этот номер не проходит, но бывает, что девочка в самом деле вечером стучится в командирский номер. А если капитан еще и старенький и не в курсе дела, тогда самый сок! Потом, конечно, новенькой объясняют, что традиция – не переспать, а разыграть.

    Д.: Авиация – настолько серьезная профессия, что здесь просто необходимо уметь разряжать атмосферу какой-нибудь шуткой. Например твой второй пилот еще совсем молодой, а ситуация при заходе на посадку очень сложная – вокруг грозы, множество самолетов сужают возможность маневрирования, топливо, как обычно, уже на исходе… Ты, как капитан, обязан демонстрировать экипажу, что владеешь ситуацией, даже если сам еще в этом не уверен. И перед тем, как принять решение об уходе на запасной аэродром, поворачиваешься ко второму пилоту, спрашиваешь: «Слушай, а ты зонтик-то взял? Нет? Я тоже не взял. Значит, придется лететь на запасной».

    Я слышал от нескольких коллег такую историю, в правдивости которой они клялись. У одного большого самолета отказали на курсе все двигатели, и командир обратился к пассажирам с такими словами: «Дамы и господа, у нас две новости. К сожалению, так получилось, что отказали все двигатели. Зато в салоне наконец станет потише». К счастью, двигатели удалось перезапустить, и тот полет закончился успешно. Шутка спасла прежде всего самого командира от паники – и он расчетливо произвел все жизненно необходимые действия.

     

    Журнал ЖЖ

7

Комментарии

3 комментария
  • Юрий Комаров
    Юрий Комаров11 июня 2015 г.+5
    Приятно, что у нас еще остались такие «тихие профессионалы», делающие надежно и опрятно свое дело. В них, а не в бульварных горлопанах – наше будущее.
  • Борис Григорьев
    Борис Григорьев12 июня 2015 г.+3
    Типичная шутка военных авиаторов времен Второй Мировой. На полярном аэродроме один летчик имел обычай перед вылетом ходить за капонир «по-большому». Друзья привязали к лопате длинный шест и выгребли кучку из-под летчика. Когда он облачился в очень сложный комбинезон и оглянулся, пришел в панику: кучки нет. Значит, она… А уже надо срочно вылетать. Друзья ржут как кони, а летчик готов застрелиться. Ведь если не дай Бог собьют и разоблачат от одежд – какое это будет страшное разоблачение!
  • Олег Иванов
    Олег Иванов14 июня 2015 г.+1
    Вот и очередь дошла до пилота гражданской авиации командира воздушного судна или капитана-приятно!