Всякие дискуссии о необходимости «возрождения православия» и «русской духовности» у меня почему-то неумолимо ассоциируются с голосом и всем обликом «главного барина» русского кино незабываемого Н.С. Михалкова. Так и вижу вальяжного Никиту Сергеича, развалившегося в какой-нибудь телестудии. Он смешно шевелит усами, вращает своими круглыми очами… и говорит, говорит об этой самой «русской духовности». А перед ним мерно, в такт, кивает головой загипнотизированный телеведущий, толстенький и потеющий (то ли от жары в студии, то ли от почтения перед Мэтром).
Слова льются в уши как елей:
– Кругом, посмотрите, бездуховность… А раньше, раньше-то как было… У людей Страх Божий был… В церковь ходили, обязательно… Молитвы знали наизусть, «Отче наш, Иже еси на небеси…»… Заповеди с детства чтили, в школе заучивали… На уроках – Закон Божий!.. Сколько церквей на Руси было – не сосчитать! А какая красота! И на службы было – не протолкнуться... Никакой тебе наркомании – потому что Бога чтили!... Сейчас что – нету ценностей у молодежи; без Господа нашего Иисуса Христа – какие могут быть ценности?… Попы по всей Руси были – носители духовности, окормляли паству… Народ был – богобоязненный, так и назывался – Богоносец… И семьи были крепкие – потому что браки Церковью освящались, вот как!...
И т.п. Очевидно, что Никита Сергеич способен говорить на эти темы часами. Это называется, кажется, «просвещенный консерватизм». Вкратце, без шелухи про «духовность», суть можно сформулировать так: «Народишко без религии совсем от рук отбился – сквернословит, ленится, пьет, колется, мрет, не размножается как следует; надо бы снова Православие внедрить, не считаясь с издержками – и будет бла-а-лепие, как на Святой Руси (вариант – в благословенной Российской Империи)».
Никакой ведущий на это медоточивому Никите Сергеичу, да еще запустившему на максимум свои бархатистые обертона, возражать не в состоянии. Он сидит, как кролик перед удавом, глядя влюбленными глазами…
А меня все подмывает спросить: «Ну и во что оно вылилось-то, все это ваше бла-а-лепие, Никита Сергеич? Итог-то каков?»
А итог всем известен. Дикая резня Гражданской, настоящее самоистребление. Тот самый «народ-богоносец» так самозабвенно резал себя, что хоть святых вон выноси! Помните знамению сцену из «Конармии» Бабеля, где сын расправляется с отцом?
«– Хорошо вам, папаша, в моих руках?
– Нет, – сказал папаша, – худо мне.
– А Феде, когда вы его резали, хорошо было в ваших руках?
– Нет, – сказал папаша, – худо было Феде.
– А думали вы, папаша, что и вам худо будет?
– Нет, – сказал папаша, – не думал я, что мне худо будет.
– А я так думаю, что если попадусь я к вашим, то не будет мне пощады. А теперь, папаша, мы будем вас кончать…»
И церкви, как известно, рушили и разоряли по всей стране с примерным остервенением. По состоянию на 1939, кажется, год, во всем СССР осталась всего сотня действующих церквей. Кто же производил все эти бесчинства? Инопланетяне? Инородцы-иноверцы? Полноте! Все бесчинства и дикие, кровавые оргии совершались при полном равнодушии, а то и одобрении того самого православного, 1000 лет заботливо пестуемого Церковью большинства. Начинал все бывший гимназист, у которого было «из Закона Божьего – пять», а доводил до совершенства – вообще семинарист, практически поп-расстрига.
Увы, написанного не вырубить топором: «Святая Русь слиняла в 3 дня» – несмотря на все благолепие и «сорок сороков церквей».
Я не понимаю, какие еще нужны основания для того, чтобы считать русский православный проект провалившимся. «900 лет христианства на Руси» – и вот такой обескураживающий финал. Не остановили, не смогли. То, что сами стали жертвой – не оправдание. Если пожарная команда сгорела при тушении пожара – сие не означает, увы, что пожарные хорошо знали свое дело. Хороший пожарный – тот, кто потушил или вообще не допустил пожар.
И потому мне претят все разглагольствования о «подъёме роли Церкви в современном обществе», все эти «пишем – «народу нужна духовность», а подразумеваем – народу нужна узда». К сожалению, Церковь уже доказала свою неэффективность, убедительней некуда. И особенно поражает, что она после всего нисколько не изменилась! Те же попы, те же ризы, та же пышность и церковнославянский, та же риторика и стремление «влиять». Похоже, Церковь не то что не осознает себя банкротом – она даже вопроса такого не понимает!
Если бы попы начинали и заканчивали службы проходом вокруг алтаря вприсядку, а во всех семинариях в качестве обязательного предмета ввели бы преподавание гопака – это даже можно было бы считать, с определенной точки зрения, хоть каким-то шагом вперед. Это продемонстрировало бы понимание необходимости каких-то изменений! Однако пока мы видим противоположное: вместо осознания банкротства – потрясающее самодовольство, поучающий тон, убеждение в непогрешимости, любовь к сусальной «старине».
Конечно, может быть и прагматичный «мужицкий» подход по типу «все в хозяйстве сгодится»: мол ну не оправдала себя Русская Православная, дала, так сказать, маху в 1917-м. Но, с другой стороны – все ж старинный, можно даже сказать, многовековой бренд. Может, полностью и не спасает – но в целом ведь работает правильно, не так ли? Не удержал пастырь свое «стадо» – но ведь пытался? Значит, надо дать еще шанс – коль пока ничего лучшего не придумано…
Для иллюстрации рассмотрим такую аналогию.
Допустим, что в былинные времена существовала «фирменная пропитка» с брендом «РПЦ», «обеспечивающая несгораемость деревянных сооружений». Предки пользовались, дровяной сарай пропитали; правда, когда и впрямь пожар случился – сгорел сарай, да так заполыхал, что и головешек, почитай, не осталось…
И вот спустя 100 лет стоит та же задача, уже перед нами – уберечь новые пластиковые, но, как мы понимаем, не менее горючие сооружения. Взять, что ли, старую пропитку, «коей еще наш прадед пользовался»? Стиль «ретро», опять же, в моде. И вроде бы рекомендации не очень хорошие, но, во-первых, за давностию лет кто там что точно помнит? И потом, если даже и не защищает она от возгорания – так, может, хоть задерживает распространение?
Все так, но нельзя отклониться и от еще более неприятного вопроса: если пожар был особенно жуток, могуч и разрушителен – не могло ли быть так, что разгорелся он так ярко именно из-за «защитной пропитки»? Уж не оказалось ли в конечном итоге, что бревна старой российской государственности заполыхали так ярко благодаря тому, что были насквозь пропитаны этой якобы «защитной» смесью под названием РПЦ?
Вопрос непопулярный. Кому-то он, уверен, может показаться даже кощунственным. И тем не менее – его надо задавать, и надо искать на него ответ.
Говорят, когда различные сторонние критики указывают американцам на нелогичность, противоречивость, а то и просто абсурдность тех или иных применяемых или концепций или планов общественного устройства, те частенько отмахиваются, отвечая «it works!» То есть «это работает!» И такой аргумент в нашем прагматичном мире нельзя не признать очень сильным.
К сожалению, о Русской Православной Церкви и ее предполагаемой роли в обществе того же самого сказать никак нельзя. Все обещания «просвещенных консерваторов» и ученых священников типа «о. Андрея Кураева» на бумаге выглядят весьма гладко, но…
Это не работает. Пора бы, наконец, это осознать – да и поставить на всей этой михалковско-кирилловской маниловщине большой и жирный крест.
По материалам Алексей Рощин
Комментарии