Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Максим Соколов. Мудрость венецианского дожа

  • Идущий с начала 2014 г. великой силы накат — и делом, и горячим словом, и мелкими пакостями — наших атлантических партнеров на Россию по замыслу накатывающих должен был произвести ошеломляющий эффект. Вроде такого — «На рассвете вся земля затряслась левее нас на Курской Дуге. А при малиновом солнце мы уже читали падающие листовки: «Сдавайтесь! Вы испытали уже не раз сокрушительную силу германских наступлений!».

    Однако народ предназначенный к усмирению повел себя не предусмотренным нашими партнерами образом. Вместо ожидаемого ими почтительного «Кто подобен зверю сему и кто может сравниться с ним?» пошли совершенно непочтительные шутки и прибаутки про Обаму, про Британию, про великий, могучий Евросоюз. Вместо трепета — презрительные насмешки. Что явно не входило в стратагему партнеров.

    Хотя знатоки России должны были сообщить своим правительствам о русской поговорке «Нас <…>, а мы крепчаем». Поговорке, неоднократно в истории реализованной.

    Тем более, что такая модель поведения описана и на английском языке. Любезный англичанам Вильям Шекспир в трагедии «Отелло» устами венецианского дожа, увещевающего сенатора Брабанцио, изложил совершенно сходный принцип.

    «Когда несчастью праздным плачем вторим,
    Мы умножаем горе новым горем.
    Над неизбежным что нам плакать даром?
    Стерпев удар, смеемся над ударом.
    С презреньем кто смеется вору вслед,
    Тот убавляет груз возникших бед».
    («The robb’d that smiles steals something from the thief;
    He robs himself that spends a bootless grief»).

    Когда сейчас рассуждают о том, что сгубило СССР, выдвигаются различные причины. В том числе и бытовые, вроде бы не связанные с большой политикой и большой экономикой. Например, погубление СССР произошло от джинсов фирмы «Ли», за которые модник той эпохи готов был продать душу, или от хорового общества «Битлз».

    Может быть так, может быть иначе, но есть еще одна причина. Анекдоты про Л. И. Брежнева. В них рисовался образ отнюдь не тоталитарного тирана – скорее, комического старика Панталоне, но всеобщим было пренебрежительное отношение к «Леньке», как называли, особенно даже не таясь, Генерального секретаря Политбюро ЦК КПСС, неустанного борца за мир, великого продолжателя дела Ленина тов. Л. И. Брежнева.

    Равно как пренебрежительным был вообще тон бесед про родную партию, про дедушку Ленина, про Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию и прочие пафосные предметы, возвеличиваемые официозным агитпропом.

    Если считать, что «человечество, смеясь, расстается со своим прошлым» (С) К. Маркс, то советское человечество в конце 70-х годам расставалось со своим прошлым с каким-то бешеным упоением

    «И ни церковь, ни кабак, ничего не свято», и уж тем более партия Ленина, сила народная. Можно считать это путем к бескровному (весьма относительно бескровному, как выяснилось позднее) падению коммунизма — «Конец злому царству!», можно считать этот смех звуковым сопровождением к путешествию из огня, да в полымя — но так было.

    Картина, наблюдаемая нами нынче, типологически сходная. Чем хуже идут дела у англосаксов, чем более империя похожа на трирему, в канале, для триремы слишком узком, тем сильнее надсадное самовозвеличивание, сопровождаемое уже такими финтами и просто пакостями — взять хоть олимпийскую страду, — которым все труднее найти приличное оправдание.

    «Весь советский (resp. «американский») народ, все прогрессивное человечество…» раздается из репродуктора, а в ответ — презрительный смех. В точности по Вильяму нашему Шекспиру.

    Будущий историк, вероятно, отметит Олимпиаду в Рио-де-Жанейро как один из важных поворотных пунктов полной делегитимизации наших партнеров в глазах русских. Ибо можно лгать, лицемерить, насильничать и при этом с величавым видом проповедовать высшие ценности, но надо учитывать, что с какого-то момента вору вслед начинают презрительно смеяться. Что есть начало конца — история СССР тому порукой.

2

Комментарии

1 комментарий
  • Ирина Шарова
    Ирина Шарова20 августа 2016 г.+1
    Нынешняя Олимпиада - это конечно позор. И даже позор не столько МОК и ВАДА - они люди подневольные, сколько позор для США. А апофеоз этого позора - повторная эстафета для их спортсменов. И, конечно, не обошлось без допинга. Никогда англосаксы не брали столько медалей. Даже в отсутствии России. Сами бодяжат и сами контролируют.