Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Правильный русский гигант

  • Давайте проведем мысленный эксперимент. Представим, что Российская академия наук создает акционерное общество коммерческой направленности, и первым делом оно начинает заниматься импортом и продажей вычислительной техники. Какие комментарии появились бы под такой новостью?

    Скорее всего такие: «Ученые должны заниматься наукой, а не коммерцией!» «Позор правительству, которое заставляет ученых барыжить импортной электроникой!» «Очередная попильно-распильная контора! Будут сдавать здания в аренду и продавать землю институтов под застройку!»

    Угадал? А теперь проверим шаблоны на прочность. Дело в том, что такая компания уже есть, правда не в России, а в Китае. Более того, возможно, что вы пользуетесь каждый день ее продукцией. Компания «Chinese Academy» начинала с импорта электроники; сегодня она называется «Legend Holdings», а ее самая известная дочерняя структура – «Lenovo». Мажоритарным владельцем «Legend Holdings» до сих пор является Китайская академия наук, а крупнейшим миноритарием – пенсионный фонд китайский ученых. Так что каждый раз, когда вы покупаете телефон или компьютер Lenovo, вы немного способствуете выплате пенсий китайским пенсионерам из научной среды.

    Кроме прочего «Legend Holdings» занимается строительством, страхованием, венчурными инвестициями, станкостроением, сельским хозяйством и даже владеет небольшой голливудской киностудией…

    Этот китайский пример хорошо иллюстрирует тезис, что дело не в форме собственности и не в размере компании, а в качестве ее менеджмента. Государство может быть эффективным собственником не только конкретной буровой установки, не только компании, но и целого промышленного и финансового конгломерата. В Китае таких примеров много, и они очень успешно работают. А у нас до сих пор в экспертных кругах и СМИ существует безусловный рефлекс: если компания большая, ее нужно разбить на несколько кусков и срочно продать, чтобы «эффективный частный собственник» управлял «эффективным маленьким предприятием».

     

    Те же «эксперты» обычно выступают и за ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, размахивая статистикой о высокой его доле в ВВП таких стран, как Франция или Германия. Это типичный миф. Европейский «малый бизнес» только в параллельной вселенной наших либералов  сидит из уютных парижских кафешек и гламурных лондонских салонов по уходу за бородами модных хипстеров. В реальности по-настоящему прибыльный малый и средний бизнес состоит из субподрядчиков крупных компаний или напрямую зависит от них.

    Можно попробовать объяснить это на простом примере. Если в городе есть крупный авиазавод и у него все хорошо, то кафе рядом с проходной будет процветать независимо от политики государства. А вот если завод обанкротится, то кафе не помогут никакие налоговые каникулы или субсидии. А посему лучшая поддержка для малого частного бизнеса – развитие крупного госбизнеса.

    Современная конкурентная борьба на мировом рынке – это борьба гигантов с гигантами, причем именно эта форма ведения бизнеса культивируется и на Западе, и на Востоке. А в России сегодня есть только один конгломерат мирового уровня, который может работать локомотивом экономического, технологического и социального развития страны и который не построен на ресурсной или естественной монополии – это госкорпорация Ростех.

     

    Интересна и весьма показательна реакция общества на недавно вышедший отчет Ростеха за 2014 год. Либеральные СМИ бросились обсасывать цифры зависших в западных банках платежей по экспортным контрактам Ростеха, который попал под западные санкции. Патриотические СМИ подчеркивают (и правильно), что, несмотря на санкции и скачки валютного курса, российский промышленный конгломерат смог принести 33,9 миллиарда рублей чистой прибыли при выручке в 964,5 миллиарда рублей. Для года санкций, резких валютных колебаний и значительного усложнения внешнеторговой деятельности это хороший результат. Важно не только то, что эта госкорпорация (в отличие от многих других госструктур) работает в плюс, но и то, что являет собой пример госкапитализма с человеческим лицом.

    Социальная направленность Ростеха – это вполне осязаемая реальность для более чем 400 тысяч ее сотрудников. Любому работнику хотелось бы устроится в компанию, которая:

    - субсидирует проценты и первоначальный взнос по ипотечным кредитам сотрудников;

    - субсидирует расходы на съем жилья сотрудников;

    - создает для сотрудников медицинскую систему полного цикла.

    Приятно видеть, что компания не проедает свой доход, а инвестирует в себя (на развитие бизнеса Ростех в прошлом году потратил более 100 миллиардов рублей) и в будущее страны. Например в те 32 перинатальных центра, которые строятся при поддержке Ростеха.

    Когда вы покупаете YotaPhone 2 или Ладу Веста, вы поддерживаете не анонимную, безликую, оффшорную структуру, а вполне российский промышленный конгломерат. В будущем его линейка гражданских продуктов станет больше, например за счет компьютеров на базе процессора «Эльбрус».

     

    Сейчас идет очень сложный процесс замещения импорта, и, к сожалению, на многих уровнях еще сохраняется аллергическая реакция на попытки создать преференции для наших производителей. СМИ возмущенно шипят в ответ на предложения Ростеха поставить госзакачикам вроде Центрального Банка, Почты России и Центризбиркома 100 тысяч компьютеров собственного производства на базе процессора «Эльбрус». Большое непонимание вызывает желание того же Ростеха получить монопольное право на поставки лекарств от ВИЧ. Очевидно, что без поддержки государства и без здорового протекционизма мы не сможем добиться суверенитета в таких ключевых сферах, как электроника и фармакология.

    Ростех иногда называет «русским чеболем», пытаясь этим уязвить компанию, которая сделала очень многое для того, чтобы восстановить буквально из пепла многие российские предприятия. Сравнение с корейскими конгломератами («чеболями») вроде «Samsung» не выдерживает никакой критики. Ростех – государственная компания, а не частная структура под контролем одной семьи. Есть только одна схожесть, которая объединяет Ростех, южнокорейские чеболи, японские кэйрэцу («Mitsubishi», «Sumitomo») и американские конгломераты («General Electric», «Berkshire Hathaway») – стремление занимать лидирующие места на внутреннем и мировом рынке. Можно только радоваться, что в России появился и успешно развивается правильный, сильный русский конгломерат. От успеха таких компаний и зависит будущее нашей страны.

     

    crimsonalter

     

    От Публициста

    Статья скорей всего заказная – но это не обязательно значит, что лживая. По моему мнению, именно за такими гигантами (по российским меркам) как Ростех – наше будущее. Против воровства и распила по-настоящему можно бороться только одним – производством, так оно по своей сути несовместно с подлогом и повальным воровством.

    Сергей Сергиенко

5

Комментарии

3 комментария
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc28 июля 2015 г.+1
    Если что то делать, то появляется возможность это совершенствовать. А совершенству, как известно, нет предела. Весь опыт нашей страны доказал, эффективность государственного управления и неэффективность государственного устройства. Самое опасное явление, это узаконенное воровство. В условиях господства ссудного процента, воровство это способ управления ворами. Сначала "заставят" или позволят своровать , а потом, будешь исполнять всё что прикажут "хозяева". Иначе тюрьма и конфискация. Яркий пример Ходорковский. Обещал не заниматься политикой. А кто его спрашивать будет? Назвался мразью, исполняй свои обязанности. Многие этого не понимают. Вот поэтому и необходим, пересмотр структуры государственного управления. Закон один и для всех, без исключения. Называется он КОНСТИТУЦИЯ. Читали?.....Поэтому воруйте смело и не сомневайтесь. "Хозяева денег" Вас оправдают.
  • Юрий Комаров
    Юрий Комаров28 июля 2015 г.+3
    Очень хотелось бы верить, что все так и есть, как написано в этой статье. Но как забыть при этом бенефициантов нашей приватизации типа Вексельберга, Усманова, Абрамовича и т.п., которые с куда большим успехом просто проедают сливки с наших предприятий. Неужели они, правящие сейчас всем в нашей стране, позволят вылупиться таким концернам как Ростех? Тут или – или. Как в басне Крылова «Лещи». Или хозяин выкинет хищных щук из садка, или они сожрут там всех лещей.
    • Иван Лапин
      Иван Лапин29 июля 2015 г.+1
      Юрий, Вы абсолютно правы. Ростех – свежо предание, но верится с трудом. А где второй, третий, четвертый такой концерн? Одного такого на всю огромную Россию – крайне мало. Если его в итоге не сожрут, то при его единственном числе сделают по типу «как все». То есть тем же объектом распила и раскрадки.