Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Каждому возрасту своя литература

  •  

    Многие интеллектуальные обыватели представляют, насколько важна подача материала, любого продукта, чтобы они же сами начали о нём думать и желать приобрести. Я говорю о способных и творческих людях, внимательно создающих ценные анонсы и мотивацию к чему-либо. Насколько необходимо грамотно задать цель и поставить задачи, заинтересовать окружающих, например, учителю, учёному или священнослужителю. По-моему, стоило Людмиле Константиновне, доктору философских наук без интриги рассказать нам, студентам, об увлекательном чтении Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», то мы бы вряд ли нашли эту книгу. В конце лекции она предупредила, что если мы не прочитаем этот роман на втором-третьем курсе института, то потом и думать о нём не следовало. Она умела тогда и умеет, я уверен сейчас, мотивировать к чтению и самого заядлого лентяя.

    Я вредный человек. Не стукнуло мне и тридцати лет, как я специально пошёл в книжный магазин и купил «Над пропастью во ржи» карманного формата. Занятому и увлекающемуся литературой деятелю, поверьте, читать хочется хоть где. Я прочитал эту вещь за несколько дней и был буквально рассержен. Сразу позвонил Людмиле Константиновне и рассказал о своих худших впечатлениях. Она засмеялась в трубку радостно и удовлетворённо, ответила, мол, если литературу православной направленности читают в настроении определённом, то мятежного Сэлинджера – и с лишком.

    Я почувствовал себя опустошённо после прочтения этого художественного труда. Зачем взрослому человеку знать о тинэйджере, которого выгнали из нескольких школ, у него не выходит в личной жизни, друзья его не любят и вдобавок (в конце романа), пристаёт учитель-педофил? Это ещё не всё. Герой произведения, Холден Колфилд и сам никого не уважает. О своей матери думает плохо, соседа по комнате мечтает унизить, о малознакомых окружающих отзывается нелестно, перебивает их, осмеивает. Я будто бы прочитал о том, как жить и вести себя нельзя, но я это знал и знаю, понимаете, в тридцать-то лет?

    Я уверен, что лишь малая часть подрастающего поколения мыслит мрачно, как Холден Колфилд. Не все же потом становятся участниками неформальных движений и кончают жизнь самоубийством, а только слабые духовно и физически люди. Читая книгу «Над пропастью во ржи» и глядя голливудский фильм про молодого писателя-Сэлинджера, предпочитаешь снова перечитать рассказы протоиерея Андрея Ткачёва или митрополита Тихона (Шевкунова). Как умиротворённо и спокойно они составлены, каким проясняющим разум и бодрящим душу языком они написаны. А ведь это также люди, живущие в огромном коллективе, не святые, искушаемые миром.

    По философии жизни героя Дж. Сэлинджера мир должен провалиться в ад тот час, бесповоротно. Парень Холден никого и ничего не прощает, злорадствует и уверен, что его враги станут калеками как минимум. Но ведь нельзя быть настолько злым и не прощающим даже мелкие провинности. От зла, прежде всего, делается хуже самому носителю. Подспудно понимая свою никчёмную злобу на всех и вся, герой готов умереть, но лишь бы наказать виноватых. Подростковый максимализм бьёт ключом так сильно, что перерастает в паранойю. Для Холдена Колфилда нет, и не могло быть примеров для подражания, а на своих друзей и знакомых верующих людей (католиков) он сердит и того пуще, поскольку в разговоре с ним они указывают на ближайший храм. Бога для героя Дж. Сэлинджера нет.

    Книга «Над пропастью во ржи» пробуждает жалость к слабым людям, это чувство появляется скорее из сострадания, чем из уважения. То есть в жизни мы бы вряд ли захотели общаться и быть рядом с подобными людьми – они неминуемо заразят нас пороками и утащат в болотную трясину. Герой, его глупые проделки, претендующие на правильность, его «бравые» мысли и диалоги-рассуждения с самим собой – пособие по жизни, которой жить не следует. Не готовый вовремя исправиться неудачник, как плохой автор, которому стоит бросить перо и заняться более подходящим ремеслом – Холден Колфилд этого не осознаёт, лезет на рожон, получает по физиономии, забывает и снова готов броситься в бой, проиграть.

    Книга эта выпускается до сих пор грандиозным тиражом – в разных издательствах России, мира вообще. Нет просветов в культуре персонажа, в его поведении, в образе мыслей, зато владельцы издательских концернов готовы выпускать иллюстрированные копии массово. Не спасает микроклимат произведения и то, что бултыхаясь в моральной грязи, герой всё-таки находит силы подумать (привожу не дословно):

    – Я ловил бы этих «слабаков» над пропастью и они бы жили дальше…

    Примерить образ Бога, наверное, смог бы человек не существующий – только персонаж из романа, потому что люди слишком греховны, духовно слепы и глухи, как неоднократно я читал в интернете заметки прп. Паисия Святогорца, также слышал проповеди Митрополита Омского и Таврического Владимира.

    Второй-третий курс института (тогда Л.К. нам преподавала всемирную литературу) – время гнетущего ожидания для молодёжи. Вот примеры. Санёк П., однокурсник, не раз заявлял, что переедет из города, если у него соберётся множество долгов по учёбе. Катерина В. говорила, что бросит ВУЗ и уедет в США, если срочно не познакомится с достойной второй половинкой. Потом Олег и Мария официально развелись из-за того, что оба начали друг другу изменять одновременно. А вот Констандина М. не спешила вернуться в Казахстан – она была вроде бы одинока с виду, но посещала православный храм, Собор Воздвижения Креста Господня, насколько я помню, звала ходить с ней вместе.

    Столько и со мной случилось именно на втором-третьем курсе ВУЗа. Я почему-то чаще дрался и говорил разные гадости товарищам и знакомым, мало читал полезную литературу и не признавал за собой ошибки. Тогда я попал в ДТП.

    Без веры человек превращается во вредное существо, в робота, киборга – живого с виду, но запрограммированного внутри, искусственного. Без веры в Бога и собственные силы можно запросто стать героем произведения Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» – безвольным и пустым Холденом Колфилдом. В итоге вредность наказывается.

    Но иногда вредных людей Господь не наказывает, давая шанс. И Холдену Всевышний позволяет исправиться – в нашей фантазии. Подсознательно лично я (читатель) хотел исправить этого «плохиша», посоветовать и наставить, хотя бы как школьный учитель. Мы знаем по Библии, что и разбойник вошёл в рай. Но также в памяти остаются роковые рейсы и те призывы, когда домой не возвращаются. Пути Господни неисповедимы.

    – В чём сила, Михаил? – как-то я спросил у самого сильного человека Омска. Чемпиона мира по силовому экстриму.

    – В нашей вере! – ответил Михаил Шивляков.

    А потом когда пришёл к отцу Александру Лемешко, настоятелю храма священномученика Сильвестра Омского и спросил о вредной литературе, он сказал так:

    – Как нельзя человека заставить верить в Бога, так и нельзя насильно привить любовь к чтению. До многих вещей мы доходим сами – через испытания, трудности и жизнь в целом. Если прочитанная нами литература не приносит пользы, то мы её забываем, не так ли? Мы не смотрим бесполезных блоггеров, не слушаем ненужные новости и т.д. Весь прогресс проходит через воспитание, образование, тренировку. Через веру!

    Трудно, конечно, всё время заниматься полезным делом. И читать лишь нужное для души. Честно говоря, обидно, что понимание этого приходит не сразу, но когда сознаёшь, то становишься чуточку мудрее и уже способен дать совет. Спасибо мои старшие учителя и наставники!

1

Комментарии

2 комментария
  • Слава Кащенко
    Слава Кащенко14 июля 2018 г.
    Вы неглупый человек, Виктор, к тому же знаете о многих вещах непонаслышке. Угораздило же вас вляпаться в слезливую слащавую религиозность, как несчастного Петю Мамонова, который пропал как музыкант и как актёр. И ведь сыграл же монаха-бунтаря, а сам оказался таким религиозником-конформистом. Религия - пройденный этап, это не работает. Изучал в своё время православие, ничего в нём живого не нашёл, а там и гундяй подоспел, этот сделает атеистом кого угодно, кто мозги на огороде не закопал.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский14 июля 2018 г.
    В статье изложены верные мысли, но... Насчёт Веры. Все нынешние т.н. религии очень далеки от нравственных Учений, Тех, кого люди считают основателями оных. На самом деле, никто из дававших землянам Учение не заповедовал создавать религиозные культы, строить спец/здания... Ибо Вера есть дело интимное. Поэтому не нужны служители культов, горы религиозной макулатуры, написанной обычными людьми, которые из чувства гордыни объясняют наивным соплеменникам замысел Высших Сил?! Если бы на современных служителей всех религиозных культов проистекла бы Благодать, т.е. высшие космические энергии АУМ в виде луча Света Нездешнего, что, конечно же, в принципе невозможно из-за духовной немочи служек культов, то они все как один отреклись бы от ереси, которую они несут в массы.