Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Учитель - новый герой

  •  

    Поражаюсь, насколько искреннее удивление берёт вверх над ребёнком, который открывает в учителе новое качество (на фото зав. отдела поэзии "Сибирские огни" С. Михайлов и я). Одно дело, когда родной «предметник» делает стильную причёску или наоборот стрижётся под полубокс, без всякого вкуса, а другое – когда ребята узнают о любимом занятии человека в свободное время, о хобби. Без восторженных расспросов не обходится – у каждого вопросы разные, их количество зависит от силы произведённого впечатления. Иногда, как советуют педагоги-психологи, от урока полезно отступить и рассказать о том, что может быть тоже интересно. Бывает здорово приятно ошеломить ребёнка, пятиклассника или старше. Узнавая об учителе новое, открывая талант, дети и глядят по-другому, подражают. Импонирует факт, восторгает событие, что знакомый много лет учитель открывается с иной стороны. Если сверстники обнаруживают друг в друге новые качества – это первое, а если учитель демонстрирует предметы своего хобби или рассказывает о занятии, о котором не слышали раннее – уже второе.

    Неделя иностранного языка или подобный конкурс, растянутый на многодневный период времени, – это время совместной реализации. В любом детском конкурсе учитель обязательно принимает непосредственное участие. Многие конкурсы рассчитаны на контакт заинтересованных сторон. И можно разработать конкурс самим – для этого есть план и положение об участии. Скажу вам, дорогие читатели, не секрет, что многие конкурсы для детей – выдумки-разработки учителей из разных школ, которые своевременно и поощряются департаментом образования. Проект начинает работать после того, как группа биологов, лингвистов или математиков, например, изучает положение о создании конкурса из разнообразных мероприятий и решает придумать свой. Телекоммуникационные работы или нет, неважно, главное привлечь детей и взрослых к сотрудничеству, плодотворному и творческому. Сначала методист выступает в качестве главного организатора, затем подключаются участники рабочего звена целиком. Дайте искру, а пламеня разгорится.

    За шесть лет работы в школе я участвую в нескольких крупных проектах, разработанных коллегами, утверждённых департаментом образования. Признаться, здорово, когда дети из разных школ города принимают участие в проекте, созданном не без твоей помощи. Один из наших проектов имеет литературно-краеведческий характер. Для него нужно не только выступить на широкую аудиторию, но и пригласить гостей. А гостями становятся омские писатели – члены из писательской организации СПР.

    Каково неподдельное изумление детей, вдруг узнающих, что давно знакомый учитель общается со старыми омскими писателями, даже пишет сам и часто печатается в глянцевом журнале. В журнале, не просто имеющем обыкновенное отношение к СМИ, а в журнале молодёжном, где на обложке красуется президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев. Юные школьники радуются, что учитель ещё молодой человек, который окружён не только зрелыми людьми, но и молодыми в большинстве своём. Молодёжь, как ни странно, привлекает больше молодёжь.

    – Ничего себе, Виктор Витальевич! – ошеломлённо проговаривает ученик пятого класса Егор Любин, причём не самый дисциплинированный и ответственный. – Вы когда начали писать? Сколько у вас книг?

    В актовом зале после выступлений детских творческих коллективов зрители (дети, их родители, учителя) проходят к большой выставке, где находятся книги омских писателей и не только. Рядом с книгами, например, Льва Трутнева, Юрия Перминова, Станислава Куняева, Евгения Шишкина, Николая Полотнянко и журналом «Наша молодёжь» Алёшкина и Жариковой красуются подвязанные разноцветными ленточками и мои труды: «Белая и чёрная роза», «Красный лотос» и «Последний рассвет». Если честно, то детям из начальной и средней школы почти нет разницы, о чём книги, главное, чтобы сюжет был интересный и динамичный. А вот ребят из старшей школы краеведческий материал привлекает также. После рассказов о детстве и родной русской деревне Николая Трегубова и Льва Трутнева ребята остаются под впечатлением не меньше, чем после моих восторженных «возлияний» по поводу путешествия за границу. Личное общение и выпуск сюжета во многом зависят от полученного эмоционального заряда. Многие ребята понимают, что учитель – не только дающий знания человек, но и в полной мере путешественник, способный синтезировать увиденное и услышанное.

    Станислава Куняева, Евгения Шишкина или Петра Алёшкина, к сожалению, не приглашаем в школу, поскольку возможности не имеем, зато слово молвим за них крепкое. Об их работе и самих творческих людях рассказываем вместе со Львом Трутневым. Каждая работа, а тем более издание журнала или книги, – это вложенная часть себя, своей души. Дети это понимают и задают вопросы:

    – Что нужно для создания книги? Откуда к вам приходят мысли, образы? Сколько дней вы писали книгу? Где были, где путешествовали перед написанием?

    Дети понимают, что книгу написать непросто (на фото: я, Н. Трегубов, Л. Трутнев). Сначала необходимо положительно зарядиться, а затем примерно в одно и то же время погружаться с головой в работу. А ещё знакомство с родными писателями расширяет их кругозор. Пишущих людей много, а вот издающихся отдельными книгами или выходящих в журналах и газетах – можно пересчитать по пальцам. Профессиональное творчество подразумевает определённый подход и постоянную работу над собой. Надо понимать, что основная и кормящая работа – это одна, а хобби и призвание – совсем другое. В ходе общения с писателями дети это понимают.

    – Когда я сажусь писать, то в голове – ни строчки, это слова Бернарда Шоу, кстати, – хитро улыбаясь, рассказывает Николай Трегубов на сцене. Так непривычно глядеть на согбенную фигуру давно не молодого наставника. Но энергии в нём ещё с лихвой и это радует. – Мысли приходят ко мне, когда я их зову. Эй… и – вуаля! Текст или стих готов, можно показывать людям, читать на улице.

    – Сила творчества порой не принадлежит нам, – комментирует Лев Трутнев с места – через поданный живо микрофон. – Я пишу и чувствую мощь прозы, когда соединяюсь с природой. Особенно сильные произведения писатель выдаёт, переезжая в деревню. Астафьев, Распутин. Можно, конечно, работать и на даче, но это не то. На природе меняется слог письма и настроение. Душа становится шире, образы ярче. В эту пору видишь больше. Коля, скажи молодым, чтобы хоть немного проводили время с бабушками и дедушками – в селе. А то, небось, стесняются и говорит: фу-у…

    Раздаются смешки, но быстро затихают.

    Действительно, повторюсь, большинству детей не суть важно, о чём книга, главное, чтобы увлекал сюжет или детали. Мало кто спрашивает, как я пишу повесть или роман о средневековой Японии «Красный лотос» и «Последний рассвет», зато буквально засыпают вопросами о поездке в США. Многих интересует реальное путешествие и работа за границей, нежели вымысел, созданный на основе сюжетов анимэ и поиска информации в страноведческих энциклопедиях. Конечно, романтиков в школе хоть отбавляй – в любом учебном звене и в классе. Ниндзя, самураи, мастера восточных единоборств, отношения молодых людей пусть и в малопонятную эпоху не могут не интересовать увлекающиеся натуры, но в большинстве своём ребята средней школы уже материалисты.

    – Работать надо много везде, – соглашаюсь. – Глядя американские комедии, кассовую фантастику, кажется, что американцы только развлекаются, но это не так. Шоу-бизнес и выступления с микрофоном – это тоже работа, но не для всех, конечно. В моей повести «Белая и чёрная роза», её пишу по возвращению из США, показано, что явь сильно отличается от грёз молодых людей. Нередко и молодёжь ломается, сталкиваясь с равнодушием работодателей и проверяющих лиц. Если родственников за границей нет, то положиться можно только на себя. В Америку студент приезжает в основном работать, а не прохлаждаться. Приехав в Северную Виржинию и работая в сервисе бассейнов «Continental Pools», я понимаю, что сначала многочасовой рабочий день, а потом развлечения и отдых. Приумножив средства, потратишь часть на путешествие, если пожелаешь, и ничего не остановит.

    В большой и забитой под завязку аудитории актового зала ребята стесняются задавать глупые вопросы, нежели в классе. Я уверен, что многие читали мои путевые заметки о США «По ту сторону неба», опубликованные на сайте русских эмигрантов «Русский Дом», но по этому поводу говорят ни при всех. Выступившие омские журналисты: Дмитрий Карин и Андрей Коломиец – оба обещают сделать со мной интервью о прошлой поездке и опросить Льва Трутнева и Николая Трегубова, какие чувства они испытывают, редактируя эти небесспорные труды.

    В этот день исполнения масштабного литературного проекта, посвящённого родному краю, дети становятся очевидцами творчества и осознают, насколько работа над собой серьёзна и длительно. Причём никто не гарантирует успеха. Только с душой и с чистым сердцем – «по дороге вдаль…» – так завершается выступление в школе словами из песни группы «Мельница», которую поют талантливые и голосистые девчонки из старших классов.

    Мои книги лежат в школьной библиотеке. Впрочем, не только мои. Журналы и газеты, где напечатаны родные омские авторы, тоже разложены на столах. Часто ребята из разных классов, читая или просто просматривая глянцевые журналы, спрашивают, когда я успеваю писать и при этом вести видеоблог, отвечаю, что время можно найти под всё, только надо стараться.

    А старые писатели покидают школу довольные – их потчуют вишнёвым пирогом, приготовленным в столовой по домашнему рецепту.

    Мероприятия, обнаруживающие таланты, помогают взглянуть на себя и на детей с другого ракурса. Ребёнок, видя и слушая творческого человека, ищет похожий потенциал и в себе, соизмеряет возможности и способности. Участвуя в школьных проектах, получаешь опыт, словно на крупных форумах.

0