Статус социального государства Российской Федерации закреплен ст. 7 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г.
С этого времени проблематика социального государства начала постепенно входить в научный и политический оборот. Также актуальность данной статье придает тот факт, что долгие годы социальное государство практически не создавалось, советское государство являло собой вершину справедливого государственного устройства, не нуждающегося в каком-либо научном обосновании.
В стране процветают бедность, даже можно сказать нищета, сельские хозяйства разрушены, также разруха не обошла и многие отрасли промышленности, процветают казнокрадство, коррупция, теневые схемы хозяйствования, а также преступность.
Постоянно растут цены на товары и услуги, однако заработная плата при этом не увеличивается, или увеличивается, но несоразмерно увеличенным ценам, месяцами может не выплачиваться заработная плата, деградирует коммунальная отрасль - все это вызывает падение благосостояния, сокращает уровень и продолжительность жизни, что в свою очередь приводит к недовольству властями, к забастовочным выступлениям.
Итак, согласно Конституции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный МРОТ, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
*помощь слабым (неимущим); влияние на распределение социальных благ по принципу справедливости (рост благосостояния);
* обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
*охрана труда и здоровья: цель — полная занятость населения независимо от пола, национальности;
*оплата обучения, переквалификации;
*пособия по безработице — ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999 г. — приоритет жизни и здоровья работников, государственное управление охраной труда;
*поддержка семьи, материнства, детства, отцовства, инвалидов и пожилых граждан, детей-сирот;
*установление социальных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты — ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г.;
*решение проблемы бедности, которая все больше перерастает в проблему нищеты.
*развитие системы социального обслуживания:
*Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ.
Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.
1) цели государственной социальной политики — обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.
2) основные направления государственной социальной политики Конституция РФ также относит к основам конституционного строя.
3) реальность существования социального государства напрямую зависит от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития.
Государство, постоянно находящееся в нестабильной экономической и политической обстановке, не может обеспечить и гарантировать принцип социальной государственности.
Следует отметить, что между социальным государством и конституционным требованием защиты личной свободы существует противоречие в российском государстве, впрочем, как и в любом демократическом государстве. Это противоречие возникает за счет вмешательства государства в личную жизнь граждан.
В результате этого проблема бедности остается неизменной, и, можно даже сказать, что перерастает в проблему нищеты. Постоянно растет количество граждан, пересекших черту бедности. Все большее различие можно заметить между богатыми и бедными слоями населения. Расслоение населения носит стихийный характер, так как влияние государства на него практически незаметно.
Структурная перестройка, банкротства обостряют и без того сложную ситуацию с занятостью населения. Также плачевное состояние с оплатой труда (цена труда ниже мирового уровня), в то время как цены на продукты близки к мировым - это обусловлено отсутствием социальной ориентации экономической реформы.
Права граждан также нарушает несвоевременная выплата или неполная выплата заработной платы, а также пенсий и пособий, что стало практически традицией в нашей стране. Также снижается эффективность социального обеспечения населения.
Таким образом, о России как о социальном государстве вполне можно будет говорить только тогда, когда она добьётся продвижения по рассмотренным выше направлениям, когда будут рассмотрены конституционные нормы, определяющие социально-экономические права человека в России.