Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Оправдание зла: 17 лет спустя.

  • Журналист Андрей Бабицкий приносит свои извинения за сказанные им слова о чеченских террористах в 2000 году.

    Я плохо представляю, что можно написать в данном случае в собственное оправдание, но испытываю настоятельную потребность это сделать. Кроме того, объяснений просят у меня и некоторые близкие и неблизкие люди, которые нуждаются хоть в каких-то аргументах, позволяющих им сохранить остатки репутации, поддерживая отношения со мной.

    Речь идёт о высказанном мной в далёком 2000 году утверждении, что чеченцы перерезают горло российским солдатам не потому, что являются садистами, а потому, что они просто хотят сделать войну более выпуклой, достучаться до общественного мнения. Эта фраза и тогда многим показалась недопустимой, а сегодня, по прошествии времени, и сам я не могу воспринимать её просто как допущенную ошибку, с которой можно легко примириться в сердце своём, и раз и навсегда предать её забвению. Тем более что недоброжелатели, коих у меня и сегодня остаётся, как это ни странно, изрядное количество, правда, уже совсем с другой стороны, не упускают случая, чтобы тыкнуть меня носом в эти произнесённые когда-то слова.

    Я видел трупы с перерезанным горлом, но никогда не был свидетелем самого процесса. Посмотрев видео, в котором убийца по кличке Тракторист резал молоденьких солдат, я увидел всю невозможную смертную муку, боль и страх мальчишек, которых он и ещё два десятка животных приговорили к столь страшной казни. Убийцы, кстати, поплатились уже потом, находясь в российских тюрьмах, за совершённое ими злодеяние — поплатились в самых неправосудных обстоятельствах. Из некоторых из них живыми вынимали душу. Не могу сказать, чтобы это знание рождало во мне хотя бы какую-то горечь.

    В целом же, если оставить в стороне детали, мои тогдашние слова были словами больного человека, который разучился, проведя слишком много времени на войне, ценить человеческую жизнь — и свою, и чужую. Меня всегда упрекали в том, что моя психика изувечена войной, что я испытываю к ней непреодолимую больную тягу. Это неверно, если рассматривать мой человеческий состав в целом, но, по крайней мере, в отдельные моменты, я признаю, личность была искажена до неузнаваемости — до форм, которые можно считать частично неприемлемыми. Частично потому, что я не был влюблён в войну, в смерть — напротив, и то, и другое я считал недолжным, нетерпимым и был уверен, что веду с ними бескомпромиссную борьбу.

    Увы, помимо моей воли компромисс всё же состоялся. Смерти, трупов вокруг было так много, что я незаметно для себя в какой-то момент стал относиться к ним сугубо инструментально, как к расходному материалу войны, который обеими сторонами — и чеченцами, и нашей армией — поставлен на утилизацию в промышленных масштабах. Скажем, мирное население оставалось в категории неприкасаемых, в соответствии с моим тогдашним взглядом на вещи, оно в первую очередь нуждалось в защите, а военные — что одни, что другие — воевали, смерть была для них в одном случае долгом, в другом случае — профессиональным обременением, в третьем — расплатой.

    Вот здесь и произошла главная подмена, когда проявляемая чеченцами жестокость была объявлена мной средством политического воздействия. Фактически это было оправданием методов террора, попыткой воздействовать на общественное мнение посредством устрашения, через демонстрацию смерти в самом неприглядном, жестоком, не ведающем жалости к мальчишеской жизни виде.

    Ну так вот, по прошествии 17 лет я больше не желаю ощущать себя пособником террористов, хотя хорошо понимаю, что этой статьей не только не умерю количество претензий в собственный адрес, но умножу их в разы, поскольку любое вызывающее чьё-то неудовольствие моё действие можно будет крыть аргументом, который я достал из далёкого прошлого, отчистил, придал ему новое звучание и отдал в чужие руки в качестве оружия, которое вновь работает. Но, наверно, такова природа покаяния — поношение должно оказаться тем более обширным и убийственным, чем дольше человек, хотя бы раз выступивший с оправданием чудовищного зла, пытался уклониться от ответственности.

    Есть и ещё одна причина, вынуждающая меня написать этот текст. То моё утверждение было в корне неверным и само по себе стало преступлением, поскольку внесло смуту в души тех, кто хотел бы видеть события чеченской войны моими глазами. Тогда многое было сделано мною правильно — я уверен в этом и до сих пор, но именно эта сказанная в запале фраза должна быть извлечена из всей моей репортёрской работы и лишиться статуса беспристрастного размышления на тему извинительного поведения чеченских комбатантов. Резать мальчишек было недопустимо. Это одна из самых грязных и ужасных сторон той войны.

    Я не отрекаюсь от себя, каким был, это невозможно, но хочу сказать, что мне, как и очень многим, ведома всепоглощающая страсть укрываться от собственных неприглядных поступков, поскольку всегда есть соблазн думать: оно или забудется, или можно просто отвергать обвинения раз за разом на том, дескать, основании, что было неправильно понято.

    Понято было правильно, и я приношу извинения и готов принести их ещё столько же раз, сколько будет нужно.
    Автор:
    Андрей Бабицкий

-2

Комментарии

9 комментариев
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий1 апреля 2017 г.
    Я честно сказать ещё не осознал что происходит в Москве. Да и откуда мне знать сидя в занюханом Мухосранске? Может скоро и мои статьи можно будет публиковать? Нет я не про "Известия", а хотя бы про "Публицист". Но всё указывает на то, что кто-то из известных политиков 2017 год не переживёт.
    • Рососвет Солнечный
      Рососвет Солнечный1 апреля 2017 г.+1
      Лучше Виталий "не приходить в сознание" от того, что там происходит - сознанию будет легче, лучше и чище.
  • Поляр Поляр
    Поляр Поляр2 апреля 2017 г.
    Трудно ожидать искреннего раскаянья от субъекта, всю жизнь зарабатывающего "на хлеб" торговлей заказухой. Он и "раскаяньем" может торговать, если спрос на его услуги стал падать. Был бы искренним нашел бы возможность честным трудом зарабатывать, без широкого оповещения публики.
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий2 апреля 2017 г.
      О нет нет. Про труд у интеллигенции вопрос даже не поднимается! У неё (интеллигенции) одна профессия- торговать Родиной.
      • Поляр Поляр
        Поляр Поляр2 апреля 2017 г.
        Интеллигенция сложное и неоднозначное понятие. Она и не класс и не прослойка. В 19-ом веке, когда вошло в оборот понятие "русская интеллигенция", в нее входили и разночинцы, и выходцы из дворянского сословия, и купеческого. Тогда интеллигенция ратовала за широкое и всеобщее равное образование для всех, и в особенности для рабочих, крестьян, городской бедноты, за упразднение сословных различий. Организаторы народовольческого движения тоже все были интеллигентами в первом поколении. И еще вот такой пример относительно моральных и нравственных качеств: есть два генерала; генерал Карбышев - инженер, специалист по фортификационным сооружениям, явный интеллигент, преподавал в Военной Академии. И есть генерал Власов - из крестьян, в Красной Армии дослужился до строевого генерала, профессиональный военный, явно не интеллигент. Судьбу обоих мы прекрасно знаем.
  • Поляр Поляр
    Поляр Поляр2 апреля 2017 г.
    Как пример, еще два абсолютно не интеллигентных человека: хрущев - выходец из самых низов, имевший всего два года обучения в высшей партийной школе, сказать ему, что он интеллигент было бы тяжким оскорблением. горбачев - из крестьян, окончил юрфак МГУ, но так и не овладел ни грамотной речью, ни начатками общей культуры, не говоря уже об интеллекте. Но за двухвековую историю русской интеллигенции навряд ли найдутся сравнимые с этими "выходцами из народа " по подлости и мерзости, какие-нить известные интеллигенты. Ну разве что солженицын и сахаров
  • Василий Моков
    Василий Моков2 апреля 2017 г.+1
    Я видел эти ВИДЕО с чеченами. Кровь стынет в венах. Я видел и общался с ними в тогда еще Советской Армии. Скажу одно...Сталин был прав. Я ненавижу этих недолюдей ,так как сталкивался с ними лично. И пусть мне они не принесли горя они его несут с легкостью в мир. Посмотрите старые фото с Кадыровым и его комменты о том как он убил первого русского в 16 лет. Я не отождествляю нацию русских и это племя .В моем понимании у нас просто нет ни чего общего. Это моя правда и я ни соглашусь ни с одним оппонентом .
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий2 апреля 2017 г.+1
    Интеллигенция тогда была. Ключевое слово- БЫЛА. Ссылки на то что было тогда- некорректны. Сейчас сформировано в нашем тылу общество из агентов влияния Запада. Это псевдоинтеллигенция. Вчитайтесь в Бабицкого- о пишет о рукопожопном обществе! Обществе!!! Они везде. В Университетах, школах и СМИ. Русские гибнут миллионами в год! В ГОД!!!
  • Василий Моков
    Василий Моков2 апреля 2017 г.
    Согласен. Мы как нация воспитанная не в силах противостоять "бытовой" нахрапистости горских козлапасов. Интеллигенция будет всегда в проигрыше, оправдание сродни преступлению ,пусть и осознанному задним числом...