В «The New York Times» вышла статья «How a Russian Fascist Is Meddling in America’s Election» («Как русский фашист вмешивается в выборы в Америке»). В ней прямым текстом Путина обвиняют в фашизме, причем не только в фактическом, но и в принципиальном идейном фашизме – на основании его частого цитирования белоэмигрантского философа Ивана Ильина.
Ильин прожил сложную жизнь, много чего написал, и из него при желании можно вылепить и «идеолога русского фашизма», и «принципиального врага демократии и гражданских свобод» и т.п. Во всяком случае автору статьи хватает аргументов, чтобы из «философии Ильина» вывести идеологическую необходимость для Путина коварно вмешиваться в американские выборы и желать разрушения самих основ американской демократии. Раньше то же самое инкриминировалось советской верхушке в связи с ее коммунистической идеологией. А теперь оказалось, что ильинская антикоммунистическая тоже для этого прекрасно подходит.
Далее. На днях популярный во всем мире британский «Киркоров» Робби Уильямс выпустил клип, высмеивающий русских олигархов. В клипе олигарх представлен как зарвавшийся русский мафиози (с претензиями чуть ли не на мировое господство), окружающий себя «знаками русской элитарной культуры», среди которых – русский балет и мажоретки в роли домашней прислуги. Герой показан так, словно начитался «фашиста и врага демократии» Ильина, вперемешку с Ницше и маркизом де Садом.
Показательно, что в обоих случаях «образ плохих парней» выстраивается без единого упрека за «возрождение советчины», «недолеченный коммунизм» и т.п. В одном случае предлогом для битья становится антикоммунист и белогвардеец Ильин, в другом под удар попадают популярные имиджи, отсылающие к элитарному русскому XIX веку. «Русский народ», представленный в клипе, это не какие-то «советские мужики в ватниках», а «крепостной театр» из стильных девочек в реквизите «России, которую мы потеряли». Не прослеживается ни текстовых, ни визуальных упреков за то, что русские «совки» не закрыли Мавзолей и не сбросили памятники Ленину.
А ведь как пели в свое время наши вожди: «Сбросим с себя советскую оболочку, напялим русскую дореволюционную, и Запад нас полюбит всей душой!» Это был один из главнейших аргументов в пользу «тотальный зачистки всего советского»: «Если мы радикально не очистимся от всего, что хоть как-то похоже на советчину, то извне легко будет нацепить на нас образ врага, приговорить к изоляции или истреблению».
Как видим, образ врага прекрасно обходится без обвинений в «советчине». Нас могут гнобить и за «белогвардейщину», и за окружение себя атрибутами «России, которую мы потеряли», и за претензии на «элитарность». Специально для подобных случаев в западной массовой культуре уже давно заготовлен шаблон «криминального элитария-ницшеанца», врага всего хорошего родом из России.
Еще один важный момент. В клипе «на дальних подступах» отстреливается попытка нынешней верхушки прикрыться прекрасными и стильными женщинами (Поклонская, Захарова, знаменитые на весь мир российские спортсменки). Идея клипа переносит их всех в контекст «крепостного театра» и «распутной обслуги» у олигархов-мафиози.
Такого отечественные гении пиара, конечно, не ожидали. Думали, что если народ и общество в России низведены до «крепостного театра», на Западе этого не увидят и не додумаются использовать это в антироссийской пропаганде. Надеялись, что стоит лишь угробить лучшую когда-то в мире медицину, разворовать советское производство – и Запад примет нас с распростертыми объятиями. Ан нет! Мы никакие ему не нужны.
Комментарии