О невидимых «экономических законах»
Так называемые «экономические законы» не могут в большинстве случаев сколько-нибудь внятно объяснить конкретные действия участвующих в хозяйственной жизни людей. У человека есть множество вариантов действий, каждый из которых имеет разный нравственный исток. Так на одном и том же месте могут находиться разные, с точки зрения их склонности к воровству, люди. Один не может не красть. Другой может красть при определенных условиях. А третий не украдет даже под дулом пистолета.
Поэтому мотивы и цели экономической деятельности зачастую находятся за пределами того, что называется «экономикой», и не определяются так называемыми «экономическими законами».
Например мотивы человека к труду могут диктоваться не только потребностью прокормить себя и свою семью (чисто биологические причины), но также желанием стать богатым, знаменитым, казаться успешным, иметь возможность помогать другим людям, потребностью в творчестве и т.п. Даже если основной и единственной целью труда будет удовлетворение жизненно необходимых потребностей человека, он может выбрать тот или иной вид труда.
В одном случае труд направлен на благо людей (скажем, выпечка хлеба), в другом случае он может наносить вред обществу (производство водки). Даже если у человека нет возможности выбора того или иного вида труда, он может по-разному относиться к труду на своем рабочем месте. И т.д. и т.п. Политическая экономия не в состоянии увидеть и учесть все эти бесконечные нюансы экономической деятельности человека. Да она и не пытается это делать. В результате создает какую-то абстрактную картину, которая может сильно не соответствовать реальной жизни.
Или картина будет более или менее адекватной, но отражающей состояние общества в конкретный момент времени и в конкретной стране. Например классическая политическая экономия отражала ситуацию в Англии в 18 – начале 19 вв.
Хотя необходимость трудиться для добывания средств к жизни есть действительно нечто роковое, от человеческой воли не зависящее, но это есть только толчок, понуждающий человека к деятельности. Дальнейший ход ее определяется уже причинами психологического и этического, а вовсе не экономического свойства.
Мы все помним, что в советское время кроме материальных стимулов к труду были еще стимулы моральные, и для многих вторые были вовсе не пустым звуком. Если бы мотивы к труду были чисто биологическими, тогда, наверное, действительно можно было бы пробовать сформулировать «экономические законы». Но в этом случае они были бы просто разновидностью биологических законов, которые помогали бы описывать процессы в сообществе человекоподобных существ. А сама политическая экономия превратилась бы в раздел биологии.
Какие же законы действуют в хозяйственной сфере?
В экономике правила торговли, уплаты налогов, ведения хозяйственных споров, биржевых операций и многого другого определяет государство. Именно его законы (юридические) и регулируют характер отношений между участниками хозяйственной деятельности. Итак есть нравственные законы, есть юридические законы, а вот «экономических» законов как таковых нет. Есть еще законы природы, которые действуют «железно». А разные так называемые «экономические» законы (например, закон спроса и предложения) могут искажаться и «искривляться» свободным волеизъявлением участников экономических отношений и решениями (законами) государства. Если уровень нравственности в обществе невысок (например общество охвачено чумой алчности), то государство своими законами частично компенсирует эти недостатки нравственного состояния (скажем, вводя ограничения на цены, чтобы ограничить алчность товаропроизводителей и торговцев).
В предметах и явлениях экономической жизни существуют лишь два типа причинности: а) природная причинность (законы природы); б) человеческая причинность (поведение человека, который руководствуется или, наоборот, не руководствуется нравственными нормами).
Законы природы нельзя отменить никакими декретами. А вот принятие государством законов, регулирующих экономические отношения, может сильно влиять на экономическое поведение людей. Это лишний раз доказывает, что так называемые «экономические законы» – всего фантазия «ученых» от экономики.
Именно в экономике проявление нравственных законов может быть особенно ярко выражено.
Старшее поколение наших граждан в свое время изучало в институтах марксистско-ленинскую политэкономию. Одним из краеугольных камней этой науки был тезис о том, что экономика – отношения между людьми (по поводу производства, обмена, распределения и потребления благ). Тут спорить не с чем. Вторым краеугольным камнем был тезис о том, что эти отношения управляются интересом. Причем интересом экономическим, материальным. А вот этот тезис сомнителен и опасен. Так называемый «интерес» у капиталистов регулируется и контролируется «рынком», а у социалистов – государством. Нравственным нормам как регуляторам интересов и экономических отношений ни у капиталистов, ни у социалистов места нет.
Адам Смит как изобретатель «невидимой руки»
У капиталистов даже имеется «алиби», которое объясняет, почему они обходятся без моральных норм. Они ссылаются на своего «классика» Адама Смита с его знаменитой работой «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Однако Адам Смит довольно долго преподавал нравственную философию и написал книгу «Теория нравственных чувств» (1759), которую считал главным делом своей жизни. Но парадоксально, что все знают его книгу о природе богатства, а книгу о нравственных чувствах – лишь узкие специалисты.
Есть сильное подозрение, что книгу о природе богатства шотландский философ писал по заказу, многие ее положения не только не совпадали с идеями «Теории нравственных чувств», но и противоречили им. В книге о природе богатства фигурирует «невидимая рука рынка». Адам Смит формулирует там постулат, который представители «экономической науки» повторяют уже на протяжении почти двух с половиной веков.
Идея Смита проста: отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания направляется к достижению экономической пользы для всего общества. Каждый производитель преследует свою выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно и эффективно реализует интересы всего общества, причём часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.
Знаменитый шотландец прожил еще 14 лет после выхода в свет «Исследования о природе и причинах богатства народов». Некоторые исследователи его творчества утверждают, что он испытывал душевный дискомфорт от этой книги. Пытался оправдываться и комментировать свой тезис о «невидимой руке». Мол под «невидимой рукой» следует понимать руку Бога, которая помогает человеку и обществу в созидании и распределении материальных благ. Но, чтобы эта «рука» помогала, надо, чтобы люди находились в рамках определенных нравственных норм. В противном случае «рука» перестает работать на благо общества.
Но это все, как говорится, осталось «за кадром». В представлении многих поколений, штудировавших книгу Адама Смита, «невидимая рука рынка» – некий автомат, действующий независимо от воли, чувств и целей отдельных участников экономической деятельности. Именно с подачи Адами Смита общепринятым стало утверждение, что экономика – зона человеческой жизни, свободная от нравственных норм. Такая зона, где действуют «железные законы» – такие же, как закон тяготения или закон Архимеда. Дело дошло даже до того, что уже в следующем, 19 веке целый ряд «профессиональных экономистов» стал утверждать, что экономическая наука не входит в состав так называемых «гуманитарных наук», она ближе к наукам естественным.
Великий русский философ конца 19 века Владимир Соловьев в своей книге «Оправдание добра» написал: «Признание материального богатства целью экономической деятельности может быть названо первородным грехом политической экономии, так как в этом виновен еще Адам Смит».
Сегодня, в 21 веке, духовные и интеллектуальные последователи Адама Смита продвинулись еще дальше в попытках представить экономику в качестве «точной», «естественной» науки. Для этого они активно занимаются внедрением математики в экономику. Начинает действовать магия числа. Обилие цифр, графиков и таблиц создает у непосвященных ощущение, что здесь все точно как в физике или механике. Вся эта перегруженная математикой экономика преследует цель сформировать новый тип человека – homo economicus (человек экономический).
Современная экономическая наука похожа на каббалу. В идеале homo economicus – живой робот, реагирующий на несколько управляющих сигналов. Эти сигналы апеллируют исключительно к алчности, страху и животному удовольствию субъекта, полностью очищенного от таких «предрассудков» как совесть и нравственность.
Комментарии