Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

ПРИШЛО ВРЕМЯ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ (1)

  • Три века молчания: в Русской церкви хотят решить проблему старого обряда

     

    В Русской православной церкви набирает популярность "единоверие" — богослужение по старому обряду, запрещенному при патриархе Никоне. Сегодня таких приходов уже около сорока. Как живут современные "канонические" старообрядцы, что думают о своих традициях, почему священнику нельзя есть мороженое на улице, а девушке приходится покупать свадебный наряд в мусульманской лавке — в материале РИА Новости.

     

    Покровский храм, стоящий прямо в полосе отвода железной дороги на берегу Яузы, ни разу не перестраивался с XVII века. После революции он был закрыт и разорен. Сначала здесь были мастерские по ремонту электрооборудования, потом делали памятники Ленину, а в 1961 году здание передали хоровой капелле. Сейчас при храме действует Патриарший центр древней богослужебной традиции — это одна из трех православных общин столицы, где службы совершают по старому обряду.

    К алтарю за романтикой

    До сих пор историки задаются вопросом, почему реформа патриарха Никона, решившего привести русское богослужение в соответствие с обрядами, принятыми в то время в греческих православных церквях, вызвала такое сопротивление в народе. Тысячи людей добровольно шли на костры, предпочитая страшную смерть новому порядку. Монастыри и храмы штурмовали войска, целые семьи замерзали насмерть на пути в Сибирь — кто-то сам бежал туда, где нет солдат и можно молиться как хочется, кого-то  высылали власти. Одна из попыток примирить две церковные традиции — так называемое единоверие, официальное разрешение служить в отдельных храмах по старому обряду.

     

    При этом все анафемы, принятые на церковных соборах против старообрядцев, оставались в силе (их сняли только в ХХ веке). И обычный православный мог причаститься у священника-единоверца только в самом крайнем случае. Только в 1905 году последний российский самодержец подписал знаменитый указ "Об укреплении начал веротерпимости", разрешающий православным "отпадение" от собственной религии.

     

    Старообрядцы вздохнули свободно, и число единоверческих храмов к 1917 году достигло 600. Сегодня их, по словам настоятеля Покровского храма священника Иоанна Миролюбова, всего около 40."А к началу перестройки было только два! Наверное, 40 — не так много, но давайте вспомним, что было в Советском Союзе. Сначала совсем не было прихожан, так что рост заметен", — говорит он.

    Своих прихожан он условно делит на три категории: потомков старых единоверцев; тех, кто перешел из "классических" старообрядцев (которых в Русской церкви, несмотря ни на что, до сих пор считают раскольниками); и тех, кого привела "историческая романтика".

     

    Кто в рай попадет 

    "Они ищут атмосферу Древней Руси. Говорят: "Хотим посмотреть, как у вас здесь". И чаще всего остаются прихожанами. Иные попадают случайно: их завораживает древняя служба. Но такие потом убегают как ошпаренные — чувствуют что-то непривычное, это их пугает, и больше они не приходят. Кто-то просто смотрит. А кто-то признается: "Мы после вас не понимаем, как по-другому молиться". Можно назвать этот путь эстетическим — люди воспринимают саму службу, и она трогает их сердца", — рассказывает отец Иоанн.

     

    Ему часто задают вопрос, чем отличается служба по старому обряду: только ли двумя, а не тремя сложенными при крестном знамении пальцами и количеством молитв? "Конечно, нет, — отвечает священник, — гораздо важнее атмосфера". В старообрядческом приходе очень важно понятие единомыслия, единой молитвы, здесь нет места "творческому подходу". "Если положено класть поклоны, все кладут поклоны, не положено — не кладут. Нет хождений по храму, личных проявлений — икону поцеловать, свечку поставить. И сама служба неспешная, проникнутая древним унисонным пением, которое больше настраивает человека на молитву", — убежден он.

     

    Отец Иоанн родился в Прибалтике в старообрядческой семье, десять лет был ректором Рижского старообрядческого духовного училища, но потом перешел в РПЦ. Рукополагал его в Смоленске будущий Патриарх Московский и всея Руси митрополит Кирилл, а старообрядцы до сих пор не могут простить.

     

    "Я родился в среде беспоповцев — это старообрядцы, у которых нет священников и некому совершать таинства. Многие задумываются, как вернуть утраченное, это очень большая проблема. Конечно, за тех старообрядцев-беспоповцев, которые живут вдали от цивилизации, в тайге, моя душа не болит — их напряженный молитвенный труд, я уверен, Господь оценит. А вот те, что в городах, очень быстро теряют свои специфические черты. В моем понимании это ничем не оправдано",  — рассказывает он.

     

    Мороженое и дресс-код

    Каждое воскресенье в красивый белый храм у бывшего электрозавода приходит человек 50. Все очень молодые — лет по 30. "Крестим, венчаем, только с погребениями у нас плоховато", — шутит отец Иоанн.Как и полагается старообрядцам, прихожане большое внимание уделяют внешнему виду и соблюдению положенных канонов: перед службой переодеваются в специальную молитвенную одежду, которая хранится здесь же, в храме. Но без фанатизма, сразу предупреждает настоятель.

     

    Он не понаслышке знает, как легко верующему потерять смысл, увлекшись внешней формой.

    "Любой нормальный, воспитанный человек должен понимать, куда он идет — на пляж или в храм. Ведь почему-то не принято ходить в шортах в театры и даже в хорошие рестораны. А в храм некоторые рвутся в том, в чем гуляют в жару по улице, и возмущаются, когда их здесь не понимают", — говорит священник."Иногда видишь такие картинки: идут два священника в рясах и едят мороженое. Наверное, их не воспитали, или они не понимают, что не надо этого делать на улице, в метро. Мы тут стараемся такие вещи прививать", — заключает он.

     

    Один из его прихожан, потомственный терский казак, однажды надумал венчаться. У него самого проблем со свадебным костюмом не возникло, а вот в поисках наряда для невесты пришлось обойти пол-Москвы, в том числе и православные магазины. В итоге то, что хотели молодые, нашлось только у мусульман. "Стыд для всех нас", — качает головой отец Иоанн.

    (Окончание следует)

     

    04.07.2018

    Алексей Михеев

0

Комментарии

3 комментария
  • Анатолий Лавритов
    Анатолий Лавритов9 июля 2018 г.+2
    Меня даже радует отсутствие комментариев по первой части материала, поскольку у русских людей отношение к вере предков всё-таки было уважительным.Наши люди никогда не отождествляли служителей культа с вездесущим Богом, который был разным у людей рас,народов и национальностей.И только конкуренция между правителями и "наместниками Бога" на земле приводила к тому, что и в самой церкви возникала турбулентность.Раскол в Православной церкви - явление уникальное по всем показателям этой турбулентности, - проще говоря завихрениям.
  • Анатолий Лавритов
    Анатолий Лавритов9 июля 2018 г.+1
    После первой части материала, воспринятого читателями спокойно и с пониманием, разместил я следующий комментарий: -Меня даже радует отсутствие комментариев по первой части материала, поскольку у русских людей отношение к вере предков всё-таки было уважительным.Наши люди никогда не отождествляли служителей культа с вездесущим Богом, который был разным у людей рас,народов и национальностей.И только конкуренция между правителями и "наместниками Бога" на земле приводила к тому, что и в самой церкви возникала турбулентность.Раскол в Православной церкви - явление уникальное по всем показателям этой турбулентности, - проще говоря завихрениям.
  • Анатолий Лавритов
    Анатолий Лавритов9 июля 2018 г.+1
    Последний комментарий был предназначен второй части материала, но я ошибся и потому прошу читателей простить старику эту оплошность, хотя есть пословица - "Кашу маслом не испортишь!"