Самое свежее

После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний! Алексей Рощин. А где пятый? Ева Меркачева. На адвокатов террористов из Крокус Сити посыпались угрозы Эль Мюрид. Мурло террориста

КЛАЙПЕДСКИЕ ОБЩИННЫЕ СТРАСТИ

  • 1 августа 2015 года в портовом городе Клайпеда Литовской республики ( бывшей Литовской  ССР )  отметили солидную дату со дня основания – 763 года.В комментарии к заметке об этом в еженедельнике "Обзор" я позволил высказать мнение:

    - «Очень хорошо, что многочисленная литовская община Клайпеды отметила исторический праздник основания города и пребывавших тогда на этой земле людей — куршей, в честь которых и названо уникальное в природе явление Куршская коса!

    А представители другой части населения города с их общинами и объединениями отметили у сохранившихся с недавних времён памятников воинам Русской Армии  и Антанты день начала Первой Мировой войны, ставшей для Российской Империи Великой и трагической одновременно».

    Автор заметки засомневалась, правильно ли определено, что литовское население города "объединено" словом "община".

    Пришлось прибегнуть к толковому словарю русского языка и разъяснить, что

    общепринятое является понятие "община" применимо к какой-либо общности людей, сохраняющих свои национальные корни, культуру, язык, нравы. Мы живём на земле, которой разные народы отдали своё ВСЁ!

    И если Мемель превратился в  Клайпеду с постепенной литуанизацией, то остальные национальные общины города имеют право в качестве граждан Литвы сохранять свой менталитет, обычаи, нравы, передавая потомкам свои национальные особенности и ценности.

    Уже никто не спорит, что портовый город оформил организационно свою многонациональность в содружестве всех представителей как титульной нации, получившей от СССР этот осколок Восточной Пруссии, так и граждан страны, переведённых в разряд национальных меньшинств с неприятными последствиями.

    От представителей литовского народа не может и не должно быть проявлений недовольства, ибо если допускают свободное использование понятия "община", то и для них это не должно быть неожиданным в городе при сохранении полного  доминирования во всех структурах государства и общества.

    Геополитическая катастрофа 1991 года на 1/6 части суши – Евро-Азиатском материке – произошла по националистическим сценариям союзных республик Советского Союза. Эти сценарии действуют по настоящее время. Сводятся к сосредоточению власти в руках националистически настроенных элит, выпестованных в советские времена осуществлением концепции национального развития и самодостаточности.

    Это привело к дроблению советского народа в  рамках  административно-территориальных границ  на «коренное население»  с его обязательным для всех государственным языком и "национальные меньшинства", для которых русский язык оставался и остаётся до сих единственным  средством межнационального общения.  Языковые недоразумения на бытовом и государственном уровне с повсеместным предложением – «Чемодан - вокзал - Россия» - знакомы во всех уголках великого недавно государства (СССР).

     

    А теперь разберёмся по существу на примере нашего портового города – Клайпеды. В период немецкого господства литовские жители Мемеля были в явном меньшинстве и угнетении. После выселения “мемелендеров”  по окончании Второй мировой войны в город по направлениям, оргнабору и родственным связям приехало множество граждан из разных союзных республик. Стремиться тогда к каким-то общинным объединениям нужды не возникало.

    Что такое «национальное меньшинство», никто из государственных, партийных, профсоюзных и общественных деятелей в советские времена не задумывался… Не было поводов, так как всё создавалось на новой основе.

    Прошло 24 года – срок для становления литовской государственности нового типа (с учётом советского периода развития) достаточно солидный. И что же приходится наблюдать ныне?

    Ещё недавно действовал Закон «О национальных меньшинствах», а теперь в Сейме республики никак не могут договориться о пролонгации его или принятия нового на основе действующих в мире декларации  и конвенций о правах человека и гражданина.

    На основе прежнего законодательства и Закона «Об общественных объединениях» в городе действуют, отражая интересы 1/3 русскоязычного и иного населения, не только сообщества и ассоциации по интересам, но и национальные общины: русская, белорусская, украинская, армянская, азербайджанская, еврейская, татарская, польская, немецкая.

    Граждане Литовской республики входят и в ветеранские русскоязычные объединения, через которые получают пенсии и пособия от Российской Федерации за военную службу в Вооружённых Силах СССР и по другим основаниям.

    До прошлого года русскоязычная община города (условно говоря) тянулась за помощью и поддержкой к  Генеральному консульству РФ в Клайпеде и через Движение российских соотечественников  реализовывало многие свои проекты по сохранению русского языка и культуры, воспитания и образования молодого поколения на родном языке.

    И если ранее еврейская, украинская, белорусская и армянская общины искали и получили поддержку со стороны своих по национальности государств, достигнув частичной поддержки, то с прошлого года белорусская община получила ощутимое покровительство со стороны республики Беларусь и её Посольства в Литовской республике.

    В Клайпеде не  было и не будет литовской общины в простом её понимании, так как государственные структуры полностью осуществляют свои функции в интересах литовского народа, осуществив свои планы и намерения 90-х годов - суверенизации, независимости от семьи братских народов Советского Союза.

    В настоящее время Литовская республика в качестве составной части Европейского Союза с его военной организацией НАТО оказалась в состоянии информационной войны с Российской Федерацией на кибероснове, во многом непонятной простым людям.

    И хотя портовый город продолжает трудиться, хорошеет день ото дня, тревога не покидает большинство её жителей разных национальностей. И если политики разных направлений задумаются над тем, как живут и чем обеспокоены национальные общины, озаботятся удовлетворением чаяний и надежд этой части своего электората, то, может быть в будущем, они сыграют свою организующую роль и в решении судеб своих потомков.

    Анатолий Лавритов

    6 августа 2015 года

0