Редкий назначенец встречается народом с таким восторгом как новый министр образования Ольга Васильева. Никто о ней ничего толком не знает, но ожидания – самые радужные.
В этом есть что-то щедринское. Помните: «Лучшие граждане собрались перед соборной колокольней и, образовав всенародное вече, потрясали воздух восклицаниями: батюшка-то наш! красавчик-то наш! умница-то наш!.. Жители ликовали; еще не видав в глаза вновь назначенного правителя, они уже называли его «красавчиком» и «умницей»…» Впрочем, в нашем случае восторженность понятна и простительна: очень уж много бед натворили предшественники Васильевой, вот и кажется народу, что хуже – некуда, а значит, будет лучше.
Нынешнее новое – это не до конца забытое старое. Советское. Школа снова пытается стать местом, где воспитывают, а не просто оказывают «образовательные услуги» – вроде курсов дайвинга или бисероплетения.
Это хорошо и правильно, но в этом деле, что называется, конь не валялся. Официальной идеологии нет как не было. Кто друзья, а кто враги, кто герои, а кто злодеи, что уважаемо, а что презренно – внятно не обозначено. В Конституции по прежнему значится запрет на официальную идеологию. А без неё всё зыбко и неверно, всё расползается, и остаётся один лишь студенистый плюрализм с толерантность в придачу.
Без идеологии воспитывать нельзя. Я уж не говорю про методические разработки – это дело дальнейшего. Я для начала про общие принципы.
Вроде бы намечается возродить в школе уроки труда. Труд – и впрямь основа воспитания. Уважение к труду – фундамент любого состоятельного общества.
Тут же забубнили прогрессисты. Кто-то из слушателей, звонивших на «Эхо Москвы», издевается: будут учить шить – в тюрьме пригодится.
Сегодня труд – простой, физический, составляющий основу жизни, не уважается. Бытовая философия – это жизнеощущение смазливой горничной, мечтающей поступить в содержанки к барину и наконец бросить навсегда работать и начать гонять таких же, какой была вчера. Одна знакомая девица, выскочившая замуж за высокооплачиваемого московского дельца, рассуждала с презрительным сочувствием о своей прислуге: «У неё такая была тяжёлая жизнь, что она всё умеет: и шить, и готовить, и убирать».
В школе нашего посёлка есть – формально – предмет «садоводство». Так вот, его ухитряются изучать… теоретически, в классе. А за садом ухаживают нанятые «таджики». При этом многие дети живут в домах с участками. Но и учителей понять можно: а ну как пропрут друг друга вилами или череп проломят лопатой – отвечать придётся. Да и найти учителя, умеющего реально, а не по книжке, работать в саду – непростое дело.
Современная городская публика имеет прямо-таки античный взгляд на труд: это дело рабов. «Ну, там таджиков всяких, молдаван, как они ещё называются – я их путаю». Настоящая жизнь для продвинутой тусовки, формирующей нравы – жизнь без труда. Идеал – это человек, ничего не умеющий, который может нанять, заказать, купить. Этим он дистанцируется от «быдла».
Это Лев Толстой пахал землю и косил траву, это Черчилль работал в саду и своими руками клал кирпичи в имении. Им не было нужды дистанцироваться от «быдла» и доказывать свою «непростоту» – они и так были «графьями», а не офисными сидельцами.
Поэтому нелегко будет в нынешней атмосфере организовать уроки труда… Трудно, а нужно.
Чему учить? Да любому ремеслу. Особо ломать голову, чтобы это непременно пригодилось в жизни – не стоит. Квадратные уравнения ведь тоже в жизни чаще всего не встречаются, да и орфография нынче в основном проверяется компьютером, а ведь учат. Зачем? Формирует мышление, говорите? Так ручная работа его ещё больше формирует!
Человек стал человеком, когда начал изготовлять орудия труда и развивать свою руку. Сегодня продвинутые мамашки занимаются с младенцами так называемой «пальчиковой гимнастикой» – считается, что это способствует развитию мозга. Верно, способствует. А шитьё, вышивание, работа с молотком и паяльником – ещё больше. В моём поколении все девочки шили для кукол. Я, помнится, создала целый гардероб для мелкого куклёнка размером с ладонь. Это тщательная, кропотливая работа, требующая умения. Она незаметно развивала ту самую мелкую моторику, о которой пекутся на курсах подготовки к школе.
В школе мы шили – не только фартук, но и разные другие вещи, а в 8-м классе у нас даже был «ситцевый бал», на который все девочки являлись в собственноручно сшитых ситцевых платьях. Это были очень красивые и очень дешёвые платья в стиле Золушки на балу. Уметь шить – вообще очень выгодно: достаточно сравнить цену ткани и готового изделия. И очень развивающее занятие: разобраться в выкройке (не говорю уж о создании своей), разложить её на ткани, чтобы вышло экономно – всё это умственная работа.
Вообще любая ремесленная работа – умственная, а потому – развивающая. Далеко не каждый мужчина сегодня сколотит скворечник: он просто не знает, как к этому подступиться. Уроки труда, чем бы там ни занимались – учат не бояться физической реальности. Заниматься можно чем угодно: ремонтом, изготовлением скамеек, раскраской старой мебели (очень занимательное дело) – словом, всем тем, что хорошо умеет учитель. Надо искать умельцев и привлекать к работе. Тогда дело пойдёт.
Глядишь, кто-то расхочет поступать в эколого-лингвистический университет и займётся делом. Это и есть воспитание.
Комментарии