России все меньше нужны великие математики, великие физики, вообще грамотные люди
На фоне трагедии Новороссии и нарастающего понимания тяжести последствий от санкций Запада незаметно прошла такая новость: Григорий Перельман, выдающийся математик и большой оригинал, уехал работать в Швецию. Его пригласила какая-то частная фирма – и он, человек с большими амбициями, с очень высокой самооценкой и ни в коем случае не конформист, согласился. Для него ничего не значит премия в миллион долларов, но важно, как к нему относятся. Жил Гриша трудно и бедно, на мамину пенсию – но отказался от звания академика, предложенного ему Российской Академией наук. Видимо, не так предложили. А шведы нашли подход к капризному математику. Учиться надо у шведов.
А раньше уехали в Англию два российских физика – Андрей Гейм и Константин Новоселов. Завершили там работу над своим открытием – графенами (причем честно сказали, что в России на это ушла бы куча лет), получили за это Нобелевскую премию и рыцарские звания от английской королевы. Учиться надо у англичан.
Лучшую российскую теннисистку Машу Шарапову отец увез в США – жить и тренироваться – еще в детстве. Потому что, по его мнению, там лучше жить и тренироваться. Маша, став знаменитой, продолжает жить в Америке. Учиться надо у американцев.
Великая российская прыгунья с шестом Елена Исинбаева живет и тренируется в Монте-Карло… Вы уже догадываетесь, что нужно учиться еще и у монтекарловцев.
Этот список уехавших за границу одаренных россиян можно продолжать и продолжать. За последние десять лет из России эмигрировало около двух миллионов человек – и это далеко не самые худшие и бездарные люди.
Но учиться на опыте заграницы воспитанию собственных талантов мы, увы, не сможем. Потому что наша образовательная система практически уничтожена, пресловутый ЕГЭ добил ее вконец. Последним яростным борцом за спасение российской средней и высшей школы от варварских реформ фурсенок и ливановых был крупный математик академик Владимир Игоревич Арнольд. Он и с лекциями выступал, и с чиновниками встречался, объяснял им пагубность примитивизации образовательной системы. Как-то раз он доказывал необходимость оставить в школьной программе логарифмы одному из лоббистов этих реформ Я. Кузьминову. Тот возражал: зачем? Убрали же астрономию – и ничего, солнце на землю не упало! И сдался, лишь когда Арнольд привел железный для твердокаменного рыночника Кузьминова аргумент: не зная логарифмов, невозможно работать на фондовом рынке. Ура! Наши школьники смогут теперь работать на фондовом рынке: Кузьминов оставил в их программе логарифмы.
Теперь бороться с антинаучной, по выражению Арнольда, революцией в образовании и в целом в науке и технике просто некому. Академик Арнольд умер во Франции, где ему было лучше жить и тренироваться, то бишь читать лекции.
Нынешняя российская средняя школа конкурирует по коррумпированности с гаишниками и врачами. Про высшую школу и говорить тяжело. Я преподавал три года в ВУЗе, где готовят специалистов для стратегических отраслей промышленности, затем заведовал лабораторией в одном из ведущих экономических университетов. В стратегическом вузе коллеги удивлялись, что я не занимался поборами со студентов, а в экономическом заставляли торговать футболками…
Кстати о наших спортивных звездах. Советская тренерская школа приказала долго жить, а российская так и не родилась. А это ведь тоже наука.
Особо скажу о военной науке. Еще год назад я был уверен, что российские реформаторы руками известного специалиста из мебельторга успешно похоронили и эту отрасль. Академия Генштаба была практически уничтожена, число кафедр там сократилось на порядок. Аспиранты и докторанты не успели даже забрать их научные труды, Сердюков везде прошел как Мамай, все разорил и пожег.
Но откуда ни возьмись появились вежливые зеленые военные человечки, появился победоносный полководец Стрелков, неуловимый грозный командир батальона «Призрак» Безлер, легендарный Моторола. Радует, конечно, что хоть воевать мы не разучились. Однако радует это не всех. Тревожатся предводители российских элит, которые по сути и явились бенефициарами разорения отечественной науки и образования. Талантливые командиры ополченцев, как и следовало ожидать, неуправляемы, самодостаточны и независимы. Поэтому на них и напустили вполне управляемого элитария Кургиняна.
Но как бы то ни было, в армию Стрелкова стекались добровольцы со всей России. Самые лучшие, смелые, талантливые. Значит, надо теперь учиться и у Стрелкова…
Только что-то мне подсказывает, что российские начальники ни у кого учиться не собираются. И, значит, впереди у них большие неожиданности…
Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики,
эксперт Академии военных наук
Комментарии