Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Воспрянет ли наше село после мамаевых реформ по прописям Мирового банка?

  • О том, что надо вернуть в сельскохозяйственное производство простаивающие земли (говорят, их 28 млн. га), Президент говорил в Послании Федеральному собранию ещё прошлой зимой.

    И вот сегодня – продолжение темы. Разработан новый закон «Об обороте земель сельхозназначения», который предполагает изъятие земли у тех, кто не обрабатывает ее в течение трёх лет. Конечно, народ у нас бедовый: будут перепродавать землю своим людям и тем самым продлевать льготный срок ещё на три года, потом ещё на три, ну а там – либо шах, либо ишак…

    Но всё-таки в возвращении к земельному вопросу я вижу добрый знак. Знак пробуждения. Осмысления того, что мы имеем и что надо делать. Ведь сколько разных инициатив позабылось, заболталось, погреблось под грудой информационного мусора – а тут нет, вернулись, обсуждают. Значит мало-помалу преодолевается «сон жизни», в котором, по мысли Льва Толстого, живёт большинство людей и в который на протяжении многих лет была, к сожалению, погружена наша государственная мысль. Сегодня я вижу зримые признаки стремления прямо взглянуть на вещи и понять, что же происходит в нашем сельском хозяйстве. К этому нас подталкивают мировые события: надо быть независимыми от импорта по еде. Экспорт продовольствия у нас 16 млрд. дол., а импорт – 26,5.

     

    Обо всем этом говорили на совещании с Президентом в Тверской области.

    Есть ли у нас в сельском хозяйстве успехи, рост? Есть. Этому следует радоваться. Но и понимать, что рост этот – в значительной мере восстановление после либеральных реформ по прописям Мирового банка. Те реформы прошли по русской ниве как Мамай; после таких реформ и войны не нужно. Но силён русский человек и терпелив: сельская жизнь понемногу восстанавливается. Однако восстановление ещё далеко не полное.

    На Московском Экономической Форуме была приведена табличка: на уровне какого года находится наше сельхозпроизводство по разным показателям. Сравниваются показатели 2015 года с аналогичными дореформенными показателями РСФСР. По зерну мы находимся на уровне1970 г., по сахарной свёкле – на уровне1989 г., по картофелю – 1940, скот и птица на убой – 1987, молоко – 1957, яйца – 1982, а шерсть – уж извините – 1922. Это я вовсе не к тому, что надо посыпать голову пеплом, а к тому, что работа предстоит большая, и это, кажется, начинают понимать наши начальники.

    Очень показательно, что совещание прошло в Тверской – нечерноземной – области, а не в традиционном Краснодаре. Сегодня, похоже, мы снова открываем для себя Нечерноземье: оказывается, оно, не слишком тёплое и не обладающее чернозёмом, может быть важной житницей. Забавная прозвучала мысль: Нечерноземье перекрестили из «зоны рискованного земледелия» в «зону гарантированного урожая». Это во многом верно. Помню визит в Тульскую область крупнейшего европейского авторитета по моркови. Он всё восхищался замечательными условиями выращивания там своего любимого овоща. Любопытно, что на излёте советской власти было сделано аналогичное открытие: Нечерноземье даже называли в начале 80-х годов «второй целиной». Сколько же всего надо было развалить, чтобы прийти к этой весьма верной мысли!

    Прозвучала и ещё одна мысль из далёкого прошлого: нужна мелиорация земель. И так, знаете, многократно и подробно об этом говорили – прямо Сталинский план преобразования природы впору принимать. Приводились цифры: в других странах где 30, где 40% земель мелиорированы, а у нас – единицы процентов. Когда разрушали всё советское, прокляли и разрушили заодно и мелиорацию. У нас в Ростовской области растащили поливную систему, повырубали лесополосы.

    И вот открытие: мелиорация – нужна. Вспомнили о существовавшем когда-то Министерстве мелиорации. Правильно вспомнили: эту работу способно осилить только государство: частник и не возьмётся. Это одно из тех дел, которые необходимы, но их результат проявится далеко не сразу, а огромные затраты – нужны прямо сейчас. Для таких работ и нужно государство. Оно, государство, и возникло когда-то в междуречье Тигра и Евфрата для целей мелиорации, как считают некоторые историки.

     

    Много говорили о переработке сельхозсырья. Тут у нас разнотык между производством и переработкой. Где-то недостаёт перерабатывающих мощностей, а где-то наоборот. Например семян подсолнечника не хватает, чтобы работали все перерабатывающие мощности, понастроенные когда-то в расчёте на большую прибыль. Вообще-то масличные культуры очень портят почву, которая у нас и так деградирует из-за хронического недовнесения удобрений. А удобрения не вносятся в достаточном количестве, потому что это дорого для хозяйств. Вот перестали бы экспортировать удобрения – это бы помогло русскому пахарю. Но об этом пока не говорят.

    Вырисовывается понимание, что руководящим звеном в агропроме должен стать переработчик – большой переработчик. А фермер должен быть у него подрядчиком: что тот скажет выращивать – то он и вырастит. Фермеру довольно и того, что он землю пашет и урожай собирает: он не должен заботиться о сбыте. Нужны кредиты под будущий урожай – говорили многие участники совещания. Товарищи дорогие! Да ведь это же американская система. Она выросла из самой жизни, из почвы. Вот её бы и развивать. Мне кажется, к этому и придут.

     

    Говорили о специализации регионов: где-то лён, картошка, где-то рожь. Или вот ещё забытое – аквакультура, т.е. попросту рыбоводство. Рыба – самое выгодное мясо с точки зрения расхода кормов: у теплокровных процентов 60 корма идёт на поддержание температуры, а у рыб – всё в дело. В Чехии в каждой деревне пруд, где разводят карпа – их национальное блюдо. Едешь по Чехии – и повсюду «рыбницы». А у нас почему нельзя? Это типичная сфера приложения малого бизнеса.

    Возле городов нужны тепличные комплексы для выращивания овощей. Они были разгромлены, а на их месте возвели жилые громады. В Подмосковье на территории совхоза «Московский» построили дома. Уже кажется сказкой – но в советское время огурцы и помидоры под Москвой выращивали даже на открытом грунте! Как-то я была в Архангельске: там таксист показал остовы бывших теплиц. Их сейчас хотят восстановить, просят льготную электроэнергию. Нужное дело, лишь бы только второй раунд русско-турецкой дружбы не затоптал ростки русских тепличных помидоров.

     

    Татьяна Воеводина

11

Комментарии

9 комментариев
  • Егений Сергеев
    Егений Сергеев29 июля 2016 г.+4
    Крепкая статья. Сельское хозяйство разорено практически до основания. А с чужого коня, как говаривала мой бригадир, с коня вон. Не упомянул автор о селекции в растениеводстве и племенном деле в животноводстве. Это не в укор, необъятное не объять. Восстановить материальную базу - не самый сложный вопрос. Утрачена школа. Селекционера по книжкам не сделаешь. Это товар штучный. На собственном опыте могу утверждать - путного спеца в племенном деле надо после вуза готовить минимум лет десять. И то, если есть тяма, сиречь талант. Мне довелось беседовать с одним высокопоставленным. Трудный был разговор. приведу из него только одно, мной сказанное. Пока не передохли те, кто мог и умел, соберите их, сдувайте с них пылинки, пусть сидят не вставая и хоть пальцами показывают, как и что делать. Не внял.
  • Егений Сергеев
    Егений Сергеев29 июля 2016 г.+1
    Обидно и зло берёт. Хоть и толку пшик, но кое-кому врезать бы промеж рог, чтобы зубы через уши вылетели. Прежде всего тому, кто при подсчете на пальцах не пригибает их, как на Руси принято, а наоборот, отгибает, как принято в западном Беловодье. И начать бы с анчутки на пару с Ясиным.
  • Ирина  Журавлева
    Ирина Журавлева29 июля 2016 г.+5
    Путинизм доуничтожил то отечественное ,что не уничтожил ельцинизм . Путинизм -это экономика экспорта природных ресурсов ,и импорта продовольствия и продукции производства . Надо снова все начинать ,как после Гражданской войны -образование ,наука ,промышленность ,сельское хозяйство .
  • Николай Юренев
    Николай Юренев29 июля 2016 г.+3
    У нас нет, увы, сейчас министра сельского хозяйства. Ткачев сер, безграмотен в общих вопросах и жаден только до своих латифундий, оформленных им на свою родню. Нужен зажигательные фанатик возрождения села – который будет ночью звонить Путину и требовать от него нужных для села решений. Выверенных и эффективных. Вопрос: таких нет в природе – или Путин предпочитает сладко, без таких героев, спать?
    • Егений Сергеев
      Егений Сергеев29 июля 2016 г.
      Николай, тут, похоже, работает подпольный модератор. Я было черкнул пару слов по поводу Вашего комментария - зависло как в Антарктиде ледник.
  • Егений Сергеев
    Егений Сергеев29 июля 2016 г.
    Пробую снова. Одним из организаторов и основателей промышленного птицеводства Союза был Иван Константинович Савельев. Мне довелось слушать его выступления перед специалистами птицефабрик. Это были не выступления, не лекции, это были оперы. Оперы с одним гениальным исполнителем. Чиновник (говоря сегодняшним языком) без малого министерского ранга, но его слушали так, что пролети муха - заметно будет. Аот это был своего дела и слова хозяин. Из жизни ушел Иван Константинович простым советским пенсионером. Но память о нём жива. А вот о его ныне здравствующем протеже, увешанном всевозможными наградами и уснащенном званиями - будут ли помнить? Не уверен. Разве так, всуе, да хорошо, если не с матюшком.
  • Михаил Демиденко
    Михаил Демиденко29 июля 2016 г.+2
    Господа, маленькая ремарка. У нас одно Охотское море может прокормить всю Россию. Без всяких кормов.
    • Егений Сергеев
      Егений Сергеев29 июля 2016 г.+1
      Михаил, к любому морю и любой земле человеческий доклад нужен. У немцев есть пословица - немец как верба, куда ни воткни, везде растёт. А мы скорее осина.
  • Михаил Демиденко
    Михаил Демиденко29 июля 2016 г.+1
    Ну здесь всё по классику. Дураки и дороги. Когда дураков перестанут пускать во власть и дороги появятся, и рыба пойдёт, и.... . Эх заживём!