Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Сволочь нефть! Это она убила нашу экономику – а не паденье цен на нее!

  • Главная проблема современной России – это нефть! Не цены на нее, которые упали до многолетних минимумов и уныло болтаются как дерьмо в проруби, а нефть как таковая. Ибо у нефти есть куча негативных свойств, которые выводят ее на уровень главной беды современной России, вытесняя дураков и дороги на более низкие места.

    Что же за зло в этой нефти? Многие скажут, что наличие ее у нас – это наоборот здорово. Где бы мы сейчас были без этой нефти, на что покупали бы компьютеры и айфоны, которые у нас не производятся, тойоты-фольксвагены, да и самые обычные китайские шмотки, которые опять же шьются не у нас?

    А я отвечу: если бы не эта нефть, мы бы сами производили и компьютеры, и автомобили, и многое другое, не говоря уже о банальных шмотках. Более того. Пока СССР не научился торговать нефтью, а опаскудившаяся партэлита не поняла, что можно ей барыжить, не обременяясь никаким строительством коммунизма, да и строительством вообще – мы успешно производили и автомобили, и всякие шмотки. И даже компьютеры.

    И не надо говорить, что советские автомобили были ведрами с болтами, а компьютеры – самыми большими в мире. Эти шутки справедливы для советских компьютеров и автомобилей 80-х годов. А в 50-е и 60-е годы советские автомобили были очень даже на уровне. И компьютеры, кстати, тоже.

    Но не будем спорить про СССР – это отдельная тема. Возьмем в качестве примера Японию. Она и автомобили производит, и в микроэлектронике тоже не последняя страна, и в робототехнике... А нефть и газ японцы покупают у других!

    Или Китай – крупнейший импортер нефти и газа, который производит и автомобили, и компьютеры, и весь ассортимент барахла, которое покупает Россия, а также остальной мир.

    Экспортеров нефти и газа среди европейских стран – раз-два и обчелся: Норвегия, Великобритания и все. Германия, Франция, Италия – импортеры. И при этом производят автомобили, причем собственной разработки. И массу другой техники.

    А вот если бы в Германии было завались нефти и газа, если бы Франция, Италия, Япония, Корея тоже добывали нефть и газ ударными темпами, они сидели бы на попе и торговали природными ресурсами, как саудиты или катарцы.

     

    Большинство стран, богатых нефтью и газом – это так называемые "банановые республики", которые ни черта не делают сами, только качают углеводороды и продают их. Покажите мне, что производит Саудовская Аравия, Катар или какая-нибудь другая Нигерия кроме нефти, газа и тому подобных бананов?

    В общем тенденция налицо. Страны, активно экспортирующие нефть и газ – технологически ничтожны, зависимы и убоги; их элита –предатели и компрадоры; руководство – унылые царьки, через одного стыдливо названные президентами; национальная валюта – мусор, а экономика – одна печаль.

    И если вам кажется, что к России сказанное не относится, перекреститесь. Даже новые образцы вооружений почти все так или иначе растут из советских разработок, проектировались в КБ, основанных в советское время и производятся на заводах, построенных в СССР.

    И самое интересное, что СССР тоже гнил и загибался по мере того как советская элита осваивала добычу и экспорт углеводородов. И дело, как уже было сказано – не в самих ценах на нефть и даже не в доле нефтегазовых доходов в бюджете. Дело в логике элиты и руководства страны. А логика эта при наличии нефти и газа очень проста – зачем что-то производить, если можно банально барыжить сырьем?

    И вот что важно. Достаточно даже доли в 10% нефти и газа в бюджете и экономике страны, чтобы элита прочно уселась на попу и перестала заниматься развитием производства, не говоря уже о науке.

     

    Почему так происходит? Все очень просто. Элита – это в лучшем случае один процент от населения. Да и сама элита тоже не очень однородна, внутри элиты тоже выделяется элита – те, кто занимают высокие государственные посты, кто руководит крупнейшими компаниями, а также их близкие родственники.

    Наиболее важные решения в жизни страны принимает всего несколько тысяч человек – аппарат президента, министры, депутаты, губернаторы и руководство крупнейших корпораций. Пусть вместе со своим окружением это будет несколько десятков тысяч, а вместе с родственниками – сотня тысяч.

    В стране живет 150 миллионов, а элита – 150 тысяч. Меньше процента! Вот и считайте – хватит ли 10% экономики и бюджета, которые обеспечивает нефтегазовый экспорт, чтобы обеспечить легкую и безбедную жизнь 0.1% населения страны, которые управляют ее бюджетом и экономикой?

    Конечно, нефть и газ добываются и транспортируются не сами по себе, у сырья тоже есть себестоимость. Но рентабельность добычи нефти и газа намного превышает рентабельность большинства сложных производств, а главное – не надо ждать много лет, когда производство выйдет на окупаемость и, что немаловажно – не надо рисковать. Экспорт нефти и газа – это финансовый поток, с которого можно снимать достаточно высокий и стабильный доход "здесь и сейчас". Даже если нефть стоит 20 долларов за баррель – с этого все равно можно снять миллиарды живых денег, причем в долларах и евро, что очень принципиально.

    Обратите внимание: за работу по добыче нефти и газа рабочим внутри страны платят в рублях или другой национальной валюте, а за экспорт сырья "хозяева жизни" получают доллары. Рубли можно печатать в необходимых объемах, собирать в виде налогов и платить ими за работу по добыче нефти и газа. И эта нацвалюта "хозяевам" практически не нужна, потому что они за нее ничего особенно ценного не могут купить.

    Ценность для "сырьевой элиты" представляют доллары, потому что на них можно купить высокотехнологичные и модные продукты зарубежной промышленности, зарубежную недвижимость и прочее, что есть за рубежом и чего нет в их стране, потому что их страна производит в основном сырье.

     

    В итоге имеем: контролируя нефтегазовый экспорт, который наполняет бюджет и экономику "всего-то" на 10%, элита уже может обеспечить себе благосостояние в 100 раз превышающее среднее по стране. А обладая 100-кратным преимуществом в доходе, можно скупать у остального населения другие активы, можно выдавать остальному населению кредиты, можно приумножать свое благосостояние и уходить в отрыв, в прямом и переносном смысле этого слова. Включается принцип "деньги к деньгам".

    И не надо заниматься никаким производством, никакой наукой, никакими инновациями и прочими нанотехнологиями. Не надо рисковать своим капиталом, вкладывая его в какие-то перспективные разработки, которые могут окупиться, а могут и провалиться. Причем в стране, которая технологически отстала от других, вероятность провала перспективных разработок очень высока. И зачем это все, если есть легкий и стабильный доход для себя, друзей и членов семьи?

    Проблема нефтяной иглы возникает не потому, что экономика критически зависит от нефтегазового экспорта, а потому, что нефтегазовый экспорт полностью обеспечивает потребности элиты! Элита становится не заинтересована в развитии!

    А если сырьевой экспорт составляет 30% экономики и больше, то элита начинает буквально купаться в валюте, которая достается ей исключительно легко и поток которой очень стабилен. И неважно, какая часть нефтегазового экспорта в доходе рядового рабочего, водителя, металлугра или учителя – может быть, она вообще нулевая. Это неважно, потому что рядовой рабочий не принимает экономических решений в масштабах страны.

    Конечно, отдельные представители элиты периодически садятся и как честные патриоты морщат лобик, рассуждая о том, что высокая зависимость от нефтегазового экспорта – это большая проблема. Но дальше наморщенного лобика и высоких слов в ходе различных саммитов и конференций дело не идет. А не идет по той простой причине, что элиту не жмет! Как говорится, "сытый голодного не разумеет".

    Потребности элиты на 300%, на 500%, на 100500% закрыты валютными поступлениями от сырьевого экспорта, а это значит, что они никогда не будут экономически заинтересованы в том, чтобы добровольно слезть с нефтегазовой иглы.

    Представить отдельно взятого представителя элиты, который рванет на себе "сырьевую рубашку" и займется производством, рискуя сильно потерять в доходах и, может, даже стать банкротом – да, могу. Но на одного патриотически настроенного представителя элиты, будет приходиться 10, 100, 1000 совсем других – тех, кто поверх одной "сырьевой рубашки" наденет вторую, третью. Поднимет ту, которую сбросил патриот, застегнется на все пуговицы, перепоясается и скажет: "А что я? Мне что, больше всех надо? Пусть другие тужатся, а я посмотрю".

     

    В результате имеем воспроизводящуюся систему с положительной обратной связью. Как только у страны появляется сколько-нибудь заметный доход от экспорта сырья, хотя бы на уровне 10% от экономики (бюджета), интерес элиты быстро смещается от производства, науки, инноватики в сторону сырьевого заработка. А по мере того, как у элиты снижается интерес к производству, науке, инновациям – эти направления теряют конкурентоспособность и деградируют. Вследствие чего более модными, престижными и ценными для элиты (и для общества тоже) становятся импортные технологии, автомобили, компьютеры и даже обычные шмотки.

    Круг замыкается, и страна последовательно превращается в ресурсную федерацию или сырьевую аравию. И царь-царевич (президент-президентович, премьер-премьерович) может сколько угодно морщить лобик, читать мантры о том, как он мощным движением зада сделает эпохальный соскок с нефтегазовой иглы – все это бесполезно!

    9 из 10, вернее даже 999 из 1000 окружающих его представителей элиты и родственников одобрительно кивают и... застегивают свои "сырьевые рубашки" на все пуговицы, готовясь к трудным временам "соскока с нефтяной иглы". И еще ставки делают "соскочит или не соскочит". Причем ставки делают исключительно нефтедолларами.

    Понятно теперь, как мы докатились до жизни такой? Почему сгнила и опаскудилась советская элита? Запах нефти почувствовали, ироды. Не сразу осознали, но почувствовали давно. Узнали, сколько стоит нефть. Посчитали, сколько ее добывается в Союзе. Узнали, что можно за эти деньги купить... Сначала думали: "Ну, мы немножечко, только на самые важные народнохозяйственные нужны, не удовольствия ради, а социалистического строительства для". А потом постепенно пришли к мысли: "Да ну его, это социалистическое строительство – долбишься тут как дурак с этим социализмом, а можно ведь и без него, вот они – доллары, покупай что душе угодно – автомобили, самолеты, виллы, яхты, острова".

    Сначала один так подумал. Потом другой. Сначала думали и стыдились своих мыслей. Потом перестали стыдиться. Потом начали обсуждать. А потом перешли к планированию. Или не так оно было?

     

    Конечно, они хотели как лучше – ну кто бы сомневался? Хотели перейти от неэффективной плановой экономики к эффективной рыночной, чтобы невидимая рука рынка все регулировала, чтобы предприниматели, бизнес и все дела, чтобы не было уравниловки, чтобы "больше работаешь – больше получаешь"... Ага...

    Вот только наша рыночная экономика получилась сырьевой. Не такой, как в Германии, Франции, Японии и США. И даже не такой, как в Китае. Экономика наша все больше напоминает Саудовскую Аравию и иные "банановые республики", а по зависимости рубля от цен на нефть мы вообще "впереди сырьевой планеты всей".

    И виновата во всем она, родимая! Только не водка, а нефть.

    Нефть, которая стала главной бедой России, главнее дорог и дураков. Потому что сделала дураков еще дурнее, а дороги еще хуже. А если даже дороги где-то стали лучше, то от запредельного количества дураков на них легче не стало.

    Нефть, которая разложила нашу элиту, посадила половину страны на попы – часть добровольно, а часть по принципу "другие сидят, и я так же хочу".

    Нефть, с которой по прибыльности, по легкости дохода, а главное, по валютной выручке – не может сравниться никакое производство, кроме, может быть, оружия. Впрочем выпускать современное оружие тоже думать надо, а качать и продавать нефть может каждый араб, даже если у него черный флаг.

    Сволочь нефть! Сжечь бы ее всю ко всем чертям!

    Но просто так взять и сжечь, к сожалению, нельзя. Технически неосуществимо. Поэтому остается одна надежда – что ее цена рухнет так низко, что у всей элиты штаны свалятся и фаберже отстегнутся. Долларов до десяти за баррель. А лучше – до пяти. А еще лучше – до одного.

    А может быть, России вообще запретят ее продавать. Вот это было бы спасение! Полное международное эмбарго на экспорт из России нефти, газа и прочего сырья.

    Впрочем это было бы слишком прекрасно, чтобы сбыться наяву.

     

    Александр Русин

9

Комментарии

11 комментариев
  • Александр Росляков
    Александр Росляков26 февраля 2016 г.+3
    Когда-то, я это помню очень хорошо, слова о том, что мы вырождаемся в сырьевой придаток Запада, воспринимались как плевок в лицо России. Обсуждать цены на нефть считалось неприличным в приличном обществе. Но стоило вкусить все прелести этого статуса сырьевого придатка, отдохнуть без труда на злачных взморьях, как уже сам Путин, ничуть не стыдясь отдыхающей нации, заговорил, что мы – сырьевые партнеры Запада. В его устах это звучало как известное изречение римского императора Веспасиана, обложившего данью общественные сортиры: «Деньги не пахнут!» Но сегодня эти нефтяные деньги запахли концом нашей сырьевой империи, как в свое время сортирные весепасиановы – концом Римской.
  • Александр Узлов
    Александр Узлов26 февраля 2016 г.+1
    Всё правильно, но что дальше? Как изменить сложившееся положение? Как поменять цели и задачи? Как поменять элиту? Можно ли достичь успеха без Революции? Будет ли способствовать достижению успеха Президент? Статей, подобных этой, много и никого, по-моему, уже не надо убеждать, что надо многое менять, но где то сообщество единомышленников (партия), которое возьмется за это дело? Давайте лучше говорить о предстоящих выборах.
    • Жанна Дадэрко
      Жанна Дадэрко26 февраля 2016 г.+2
      Три главных вопроса русской интеллигенции. На первый, кто виноват, отвечено. А вот что делать и где мои очки ответа нет. Все ищут правильную партию. А создать то кто её должен?
    • Жанна Дадэрко
      Жанна Дадэрко27 февраля 2016 г.+1
      Выборы? А кто считать будет?
  • Борис Григорьев
    Борис Григорьев26 февраля 2016 г.+1
    Все так, как описал автор статьи, но верить-то в это искренне не хочется! Поэтому все хотят жить, а точнее, доживать по-старому, под патриотическим лозунгом «Враги сожгли родную хату!» И пальцем не пошевелив для того, чтобы эту хату как-то восстанавливать, внедрять какие-то великие проекты, вроде сталинских, для возрождения отечественной индустрии, науки и т.д.
  • Владимир Курюкин
    Владимир Курюкин26 февраля 2016 г.
    Здесь альтернативная точка зрения ссылка на cont.ws
  • Влад Жарков
    Влад Жарков27 февраля 2016 г.+1
    Ну не совсем так. Краеугольный камень наших проблем - разрешение неограниченной ничем частной собственности. Это - основное. Странно, что это до сих пор многим непонятно. И пока не изменят Конституцию, ничего и не изменится. Не вижу партий, которые это предлагают.
  • Yuznews Yuznews
    Yuznews Yuznews27 февраля 2016 г.-1+1
    А как же Норвегия, мне кажется тут перебор с уводом главной проблемы, проблема не в нефти а в управлении ресурсами страны, вот как правильно замечено эти 0,1% все и захватили, а далее все применимо.
    • Ирина Шарова
      Ирина Шарова27 февраля 2016 г.+2
      Где был СССР и где были тогда Норвегия. Более 30% рынка гражданских самолетов принадлежало Союзу. Сталин нефтью не торговал. К началу 50-х наполнил рынки страны жратвой и барахлом под завязку. 13% ВВП - это частные артели. Первые такси в Финляндии - наша "Победа". Гражданские самолеты, станки, мотоциклы, автомобили, холодильники, бытовая техника и тд. - все на уровне или превышающие мировые. ЭВМ Стрела-1 на порядок по мощности превышала аналоги США. Нет места всего перечислять - море.
      • Yuznews Yuznews
        Yuznews Yuznews27 февраля 2016 г.+2
        Ту я с вами полностью согласен, а касательно Норвегии в настоящее время там основа бюджета нефте-газ и самый высокий уровень жизнь в мире финансовом выражении , ну для ясности вот прочтите лень писать http://www.specnaz.ru/articles/131/3/630.htm кратко - в 1963 году Норвежский парламент принял закон, по которому «право на естественные подводные ресурсы принадлежат государству».
        • Ирина Шарова
          Ирина Шарова29 февраля 2016 г.+3
          А у нас переворот 91 года без всякого закона передал право на ресурсы 16-ти евреям.