Самое свежее

Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний! Алексей Рощин. А где пятый? Ева Меркачева. На адвокатов террористов из Крокус Сити посыпались угрозы

Но и в церкви все не так! Влияние РПЦ на общество сильно преувеличено

  • Традиция демонстрировать близость к Русской православной церкви досталась современной российской власти от ее основателя Бориса Ельцина. Пытаясь создать традиции и ритуалы новой российской власти, он целенаправленно открещивался от всего советского, делая ставку на то, что при советской власти порицалось. Нельзя забывать и о популярном тогда тезисе о «России, которую мы потеряли». Предполагалось, что отказ от государственного атеизма вернет Россию к тому состоянию, в котором она была до большевиков, т. е. сделает ее православной страной.

    Свою роль сыграло и тогдашнее желание равняться на США, где уровень религиозности населения крайне высок – и политик не только не может быть атеистом, но должен так или иначе демонстрировать его религиозность.

    С тех пор прошло уже с четверть века. Нарочитая набожность чиновников и силовиков стала чем-то обыденным, хотя воцерковленность населения за эти годы не достигла не то что американских, но даже и европейских показателей.

    В Православной церкви Пасха является главным праздником, и посещаемость храмов в эти дни максимальная в году. Но по данным МВД в2017 г. в пасхальных богослужениях приняли участие всего 4,3 млн. человек. Население России – 143,5 млн., и легко вычислить, что до храмов дошли в пасхальную ночь 3% населения.

     

    Конечно, можно записать в верующие всех, кто носит крестики, клеит в машинах иконки и иногда заходит в церковь поставить свечку. Это выгодно руководству РПЦ, это интересно для социологов, изучающих религиозность населения, но на практике ничего не дает. Для реального влияния религии на состояние общества имеют значение не те, кто пассивно соглашается с причислением себя к какой-то конфессии, а те, кто слушает проповеди, активно участвует в приходской жизни и уж тем более не пропускает ключевые праздники.

    Поэтому легко увидеть разницу между влиянием, например, католической церкви в Польше или религии в США – и тем, что происходит в России. Вопреки многолетним призывам руководства РПЦ регулярно посещать храмы это делают лишь 3% наших граждан. Это и есть весь мобилизационный ресурс РПЦ в его самом максимальном значении.

    Очевидно, что реальное влияние Церкви на население страны и того меньше. Одно дело – пасхальный максимум, наблюдаемый раз в году, а другое – посещаемость обычной воскресной службы и, соответственно, аудитория звучащей там проповеди.

    Опора на столь откровенное меньшинство ничего не дает в электоральном смысле – и даже наоборот. Активно подыгрывая воцерковленному меньшинству населения и назойливо демонстрируя свои клерикальные симпатии, политическая элита противопоставляет себя подавляющему нецерковному большинству россиян.

     

    Можно понять РПЦ, которая с максимальной выгодой для себя использует религиозные сантименты высшего руководства страны. Но логику самого руководства понять сложно: весьма странно солидаризироваться с меньшинством населения, делая вид, что опираешься на большинство.

    Если даже в России 1917 года, где большинство населения было впрямь религиозным, Церковь не смогла помочь монархии в трудное для нее время, то чем может она помочь власти в 2017-м? Та Церковь, которая способна мобилизовать всего 3% населения?

    Отдельная тема – капитализация церковного проекта. С1988 г., когда власти перестали мешать Церкви и начали ей помогать, в религиозную пропаганду были вложены космические деньги. Все последние годы страна живет в религиозной лихорадке: строятся новые храмы, Церковь требует доступа в школы и вузы, ужесточения санкций за неверие. И на фоне этого всего год за годом статистика воцерковления остается на уровне, чуть превышающем статистическую погрешность.

    Не пришло ли время посмотреть на отношения государства и Церкви с более реалистичных и прагматических позиций?

     

    Федор Крашенинников

13

Комментарии

16 комментариев
  • Александр Росляков
    Александр Росляков20 апреля 2017 г.+4
    Разница между российской церковностью и, скажем, польской радикальна. У меня был драматический роман с прекрасной и вполне светской полячкой, в итоге она пошла к ксендзу за советом, как ей быть. Меня это привело в бешенство, у нас это немыслимо, хотя нательные кресты носят чуть не все подряд – но какого черта какой-то поп будет решать судьбу моей любви? А у них – в порядке вещей. И зря я злился, надо было принять это как данность. А красить яйца, напиваться в Пасху в дым и даже жертвовать на храм – это никакая не религиозность, но некий первобытно-бытовой, совсем иного уровня обряд.
  • Борис Дунаев
    Борис Дунаев20 апреля 2017 г.+9
    На мой взгляд, если бы РПЦ строила не новые церкви, а новые школы и больницы, то ее авторитет был бы намного выше.
  •  Валентина Александровна Абрамова
    Валентина Александровна Абрамова20 апреля 2017 г.-1+7
    Церковь у нас отделена от государства по Конституции. Вмешиваться в вопросы политики и идеологии – не дело церкви. Недопустимо выступать с лживыми заявлениями антисоветского характера, оскорбления памяти наших отцов и дедов, дважды в ХХ веке спасших Россию от уничтожения Западом в 1917 г. и в 1945 г., провоцируя и раскол в нашем обществе и разжигая вражду между людьми, лицемерно объявляя свою антисоветскую пропаганду – желанием примирения «красных» и «белых». После слияния с западной белоэмигрантской православной церковью, запятнавшей себя сотрудничеством с Гитлером и ЦРУ, РПЦ превратилась фактически в реакционную политическую структуру - филиал оппозиционной прозападной «пятой колонны», заинтересованной в развале России.
  •  Валентина Александровна Абрамова
    Валентина Александровна Абрамова20 апреля 2017 г.+1
    На земле сегодня существует свыше 800 различных верований, эти верования, разделяют нации, народы, общества и каждого человека от других людей иной веры, заставляют враждовать, чинить расправы, убивать ради своей веры, ради «своего» бога. Что это, как ни глобальное помешательство в 21 веке? Невозможно говорить, что эти 800 вер – просто разные пути к одному и тому же богу, потому что к Богу не существует пути. Ибо Бог не объект. Мы знаем, что любой объект конечен и находится в определённой точке пространства, но Бог бесконечен, как утверждается в Библии, и Он везде и во всём. Библия также говорит, что РАЗДЕЛЕНИЕ– это основной и главный ГРЕХ от сотворения мира. Грех разделения, или грех Адама (плод с древа познания добра и зла) – одно и то же. Все организованные религии делают свой бизнес только и именно, посредством смешивания материального с духовным, превратив религию в систему ум
  •  Валентина Александровна Абрамова
    Валентина Александровна Абрамова20 апреля 2017 г.-1+2
    Профессионалы от церкви ослепли сами и ослепили миллионы людей, подменив непосредственную связь человека с Богом, МЁРТВЫМ ЗНАНИЕМ О БОГЕ из уст священников, которые сами не являются духовными людьми, а просто получили такую специальность в соответствующем учебном заведении. Этот поистине чудовищный обман, должен быть, наконец, рассеян человеческим разумом, иначе религия станет той атомной бомбой, которая сметёт человечество с лица земли.
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков20 апреля 2017 г.+1
    Профессионалы от церкви ослепли сами и ослепили миллионы людей, подменив непосредственную связь человека с Богом======== Не понимаю, для чего вы приписываете церкви то, на что она--по определению--не способна. Еще Белинский писал Гоголю "Русский человек говорит о Боге, почесывая задницу"
  • Иван Петров
    Иван Петров21 апреля 2017 г.+2
    Капиталист и поп - братья навек. А то что попу денег много надо, дак буржуй их у трудящихся возьмёт, введя очередной Платон.
  • Ирина  Журавлева
    Ирина Журавлева21 апреля 2017 г.+1
    Вот ,с уничтожением советской идеологии ,и в России ,и вообще на территории бывшего СССР ,началось чудовищное падение морали и нравственности ,а что станет хуже для России и русского народа если сейчас убрать все церкви ,храмы и попов ? НИЧЕГО . Только у страны и народа останется больше денег и собственности ,которые нахапали попы .
  • Dural Dural
    Dural Dural21 апреля 2017 г.
    С ортодоксами данная тематика не проскочит.
  • Поляр Поляр
    Поляр Поляр21 апреля 2017 г.+2
    Помимо данных МВД о "пасхальных верующих", есть официальный источник абсолютного числа верующих любой конфессии в то числе и православной - это список прихожан обязанный быть в каждом религиозном заведении. Так вот если посчитать по этим спискам то "православных не наберется и 0.1% на всю Россию.
    • Александр Егоров
      Александр Егоров21 апреля 2017 г.-2+1
      Есть списки, а есть крестившиеся и есть сочувствующие. Последние - это те, которые не крещены, но чтят православные традиции, воспитаны на православной культуре, принципах и т.д. И таких немало. Не знаю сколько, но думаю где-то около половины населения страны.
  • Ирина  Журавлева
    Ирина Журавлева21 апреля 2017 г.-1+2
    Поконкретней можно ,что у религиозных фанатиков за отличная от атеистов культура и традиции ?
    • Александр Егоров
      Александр Егоров21 апреля 2017 г.-1+1
      Религиозных фанатиков среди православных не замечал, хотя, не исключаю, что они есть. Традиции сем известны - Рождество, Пасха и т.д. По поводу культуры и говорить нечего - отечественная литература, живопись, музыка вся так или иначе исользует религиозные сюжеты.
    • Dural Dural
      Dural Dural21 апреля 2017 г.
      Ирина, вы себя относите к фанатикам бесов? Или просто сочувствующая.
  • ник чарус
    ник чарус21 апреля 2017 г.+1
    сталин церковь не запрещал-и нам завещал... но бороться с религиозным мракобесием боролся... и мы понимая православную церковь как традицию предков... вольничать служителям позволять не должны...живёшь воровскими подаяниями-помалкивай в тряпочку-вор то всё одно у труженика украл...