Вся нано-модернизация имени Медведева как-то невзначай свелась у нас к очередному витку десоветизации. К набирающему обороты тезису о "недопустимости оправдания репрессий особенностями времени".
Выскажу свое гражданское отношение к репрессиям. Прежде всего – репрессии есть отвратительное явление ВСЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ, а не только сталинского периода.
Но вот вопрос: а что именно считать репрессиями? Солженицын писал в своей повести "Один день Ивана Денисовича" о молодом пареньке, который был добрый, как теленок, и виноват лишь в том, что носил молоко в лес... бандеровцам. Писал с явной симпатией к этой "жертве ГУЛАГа". Но считать ли человека, который в войну подпитывал бандеровцев, жертвой репрессий? Я не считаю. Считать ли репрессированными бойцов Русской освободительной армии под началом генерала Власова и прочих коллаборационистов? Считать ли репрессированными Ягоду, Ежова, Тухачевского? Увековечивать их память в медведевском граните?
Тем не менее невинно пострадавшие были, и их было немало. И ко всем несправедливо пострадавшим я испытываю искреннее сочувствие.
И чем трагичнее судьба тех, кто был репрессирован несправедливо, тем подлее выглядит новая навязчивая попытка десоветизации. Ведь не светлой памятью о пострадавших наполнена эта концепция, не желанием почтить их движимы господа демократы! Они движимы одним – ненавистью к своей стране и к Истории вообще, разбивающей в пух их конъюнктурные, сиюминутные построения. А потому неизбежно используют всевозможные подтасовки и подделки.
Что вообще означают все эти волны реабилитаций? Особенно перестроечная реабилитация, когда было провозглашено Яковлевым: "Необходимо проявить и справедливость, и милосердие в отношении всех людей, подвергавшихся репрессиям по политическим мотивам. Справедливость по отношению к невинно репрессированным – их подавляющее большинство. А милосердие к тем, кто имел прегрешения перед обществом; быть может, даже совершал преступные действия. Но происходило это в определенных условиях, было эмоциональным или каким-то другим ответом на беззаконие, на то, с чем человек не мог согласиться". В скобках замечу, что господин Яковлев как раз оправдывал преступления особенностями времени, и у его сторонников почему-то никаких нареканий это не вызывает. Репрессии нельзя оправдывать, а преступления можно!
Эти реабилитации и весь этот вой про сталинские репрессии прежде всего уравнивают действительно невинно пострадавших с бандитами и предателями! Концепция по "увековечению жертв репрессий", наследуя этой перестроечной логике, ставит на одну доску бандеровцев, реальных уголовников – и тех, кто героически боролся с этой нечистью.
Вторая и самая фундаментальная подтасовка десоветизаторов заключается в том, что они обессмысливают нашу историю. Единственный путь действительного национального примирения – только в ее осмыслении. Вместо чего эти конъюнктурщики насаждают тотальную примитивизацию, начетничество и обессмысливание нашего прошлого.
Как это делается? Во-первых, создается фальшивый прецедент. Якобы СССР был настолько идиотским государством, что устраивал репрессии ради репрессий. Само понятие "репрессии" привязывается исключительно к советскому периоду – хотя они существовали задолго до СССР, в 20-м веке были и в других странах, существуют и сейчас. Разве в Российской Империи не было репрессий? Достоевского провели через изуверскую инсценировку казни, один из подвергшихся той же процедуре сошел с ума, а потом эту «группу товарищей» сослали на каторгу – это не репрессии? В США в 30-е годы прошлого века завели дело против Чарли Чаплина, устроили ему политическую травлю, обвинив его в коммунистических взглядах – это не репрессии? Маккартизм в США с охотой на красных ведьм – не репрессии? Так почему поклонники американской демократии говорят о сталинских репрессиях как о неком небывалом, чудовищном явлении?
Во-вторых, десоветизаторы очень любят выставлять «ужасы ГУЛАГа» как какие-то опять же исключительные. Но они знают что-то о системе исполнения наказаний других стран и эпох? Говоря о рабском труде советских заключенных, имеют представление о тех же частных тюрьмах в США? Если заключенные ГУЛАГа работали на благо страны, общества, то заключенные этих частных тюрем работают на кошелек их владельцев. Почему обличители сталинской системы наказаний молчат о пытках в тюрьмах США, узаконенных Бушем?
Причем в самой Америке уже написано немало о том, сколько было там посажено из-за ошибок полиции, судебной системы и даже психотерапевтов. Яркий пример – книга "Ошибки, которые были допущены", авторы Кэрол Теврис и Эллиот Аронсон.
Осуществляя такие подтасовки, десоветизаторы создают картинку, в которой вся забота Сталина только и заключалась в усилении кровавости. Этакий дурачок с больным воображением! Между тем, люди гибли не зря, и все жертвы были не напрасны. Страна вела ускоренную мобилизационную индустриализацию, по поводу чего известна пророческая сталинская фраза: "Мы должны преодолеть отставание за десять лет, иначе нас сомнут". А это означало страшное напряжение для всего народа, которое сегодня трудно даже представить. Мобилизация сама по себе означает закручивание гаек – и нигде и никогда не было другого. Индустриализация тоже сама по себе является страшным периодом в истории любой страны. Везде она сопровождалась громадными жертвами, везде ее механизм запускался самым суровым образом.
Результатом этих великих и драматических процессов стало русское чудо. Россия в лице СССР действительно преодолела вековое отставание за десять лет, страна избавился перед войной от пятой колонны и одержала Великую Победу над мировым злом фашизма. Не будь всего этого – жертв было бы в десятки раз больше.
Перестройкой и разрушением СССР эти жертвы были поруганы и попраны. То, ради чего эти они приносились – осквернено и обессмыслено. И все это делалось под псевдогуманистические завывания, под разговоры про "слезинку невинного ребенка", под лживое осуждение репрессий.
Прошло четверть века, Россия выжила, хоть и в крайне несовершенном виде. Началась корявая, очень несовершенная ресоветизация, восстановление смыслов, восстановление хотя бы каких-то констант. На Украине проснулся бандеровский зверь, на отпор которому народ вставал со словами "под Бандерой жить не будем", с памятью о Великой Победе над фашизмом и нежеланием посрамиться перед мертвыми дедами. И в этот момент у господ демократов снова зачесался их специфичный "гуманизм". Снова стало жаль репрессированных? Да ничуть! Не жаль им никого! Они снова хотят провести свой обряд обессмысливания пролитой крови, и лица их сводит от ненависти к нашему великому прошлому, делающего их козявками.
Я считаю, что народу стоит ответить на это так, как он ответил на инициативу "Бессмертный полк". Эта инициатива затевалась как очередной плевок в могилы, как подмена праздника трауром. Но народ превратил это в священнодействие, в единение живых и мертвых. Десоветизаторы предлагают рассказывать о репрессиях в школах? Писать научные труды о репрессиях? К 2017 году планируют подготовить всеобщее покаяние?
Давайте рассказывать в школах о репрессиях, давайте писать научные труды. Но делать это не лишая смысла Историю, а осмысливая ее. Глубоко переживая ее сложность, трагичность, величие; поражения и победы. Это наша История, это наши предки, и мы имеем право на это осмысление. И путь к 2017 году не покаяние получат десоветизаторы, а осмысление родной, великой и трагичной истории Советского Союза.
Буркина фасо
Комментарии