Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Невнятная реальность – или кем работают герои наших фильмов

  • Сюжет любого фильма становится глубже, если у его героев чёткий социальный статус и работа, которую зрители могли бы романтизировать или примерить на себя. Но в России карьерные пути настолько непредсказуемы, что выбрать удобную жанру профессию, чтобы можно было безоговорочно поверить в историю, невозможно.

    О том, почему наши сериалы так оторваны от реальной жизни, сказал, по-моему, очень точно неизвестный мне сценарист Громов:

    «Из российских фильмов и сериалов ты не всегда понимаешь, где происходит действие, какой социальный статус у героев, где их родители, что было у героев в прошлом. Действие происходит или в Москве, или в некоем российском городе, у которого нет названия. То есть Москва и не Москва. Герои зачастую живут в огромных, дорого обставленных квартирах, на которые они непонятным образом заработали. Работают все в каких-то фирмах, где неизвестно чем занимаются...»

    Мне вот всегда было трудно сочинить сюжет о современной жизни, потому что я спотыкалась о социальные статусы героев. Я могу представить себе девушку, которая влюбляется в мужчину, но как только нужно это записать и наполнить конкретикой, я теряюсь, потому что не понимаю – а где эти люди работают и откуда у них деньги, чтобы так хорошо одеваться и жить на Фонтанке?

    Ну например. В западном кино любят, чтобы героини работали в издательствах. Это и многие фильмы о Манхэттене, и последний фильм Ричарда Кертиса «Бойфренд из будущего». Самая коммерчески успешная героиня наших дней – Анастейша Стил из «50 оттенков серого» – работает тоже в издательстве.

    Это очень удобная для жанра профессия. Потому что в ней есть некая приятная романтичность, престижность (а в кино должны отражаться мечты зрителей о том, как им хотелось бы жить). Это творческая профессия, но одновременно земная. Оставляющая возможность рассказывать историю о самой обычной девушке, с которой зрители могли бы себя идентифицировать.

    Так вот, я пытаюсь в голове переложить это на нашу реальность – и сразу чувствую какую-то неправду. Героиня «50 оттенков» изучала в университете английскую литературу, после чего разослала свои резюме, и в одном издательстве ей предложили должность помощника. Вы может себе представить подобное в русском фильме? У нас же не существует таких понятных социальных лифтов. На самые требовательные должности люди часто попадают по знакомству, по блату. И если наша девушка работает в издательстве, это совсем не значит, что она разбирается в литературе, что у нее есть деньги снимать квартиру и купить подержанный автомобиль.

    Это вообще ничего не значит с точки зрения социального статуса. Потому что в России сейчас нет социальных классов. Сотрудница издательства может зарабатывать 100 тысяч, а может и 15. Нет устоявшейся системы социальных институтов, которые бы позволяли ей делать предсказуемую карьеру. Чтобы можно было нарисовать узнаваемый типаж, в который бы зрители безоговорочно верили.

    Можно взять любой частный случай – работает журналистом, получает сто тыщ, бабушка оставила квартиру на Фонтанке – но это не будет типично и узнаваемо. Вроде правда, а вроде и нет, это и так, и не так. Отсюда желание уйти от конкретики и делать героев «бизнесменами», поскольку тогда снимаются все вопросы о деньгах. А персонаж жанрового кино обязательно должен иметь финансовую опору, чтобы целиком отдаваться любви и приключениям, а не думать, как выжить.

    Сейчас вышла романтическая комедия со Светланой Ходченковой «Любит, не любит». Там очень хороший, в духе 60-х годов, сценарий с прогулками по ночному городу и чтением стихов. И фильм мог выйти на славу, если… отбросить весь социальный бред, в который эта история упакована.

    Ходченкова пишет статьи в журнал и летает на репортажи в Париж бизнес-классом Трансаэро Империал. А Максим Матвеев работает «бизнесменом» и занимается… эээ чем-то очень важным, серьезным, где «много денег». Главное, что неконкретным. Зачем его послали в Питер, я так и не поняла. Живет Максим в гостинице Англетер – ну а где ж еще. Ходченкова в него влюбляется, в расстроенных чувствах бросает работу в журнале и уезжает жить в Париж: «поживу в Париже, буду писать стихи...» Короче, жанр – социальная фантастика.

    Мы не понимаем свою сегодняшнюю страну, не понимаем, как о ней рассказывать. Отсюда такой повышенный интерес к прошлому – со всеми этим бесконечными историческими сериалами по ТВ. Потому что там, в прошлом, все было понятно. Понятно, кто кем работает, и что это значит. А сейчас, как пишет тот же Громов, у нашей страны «невнятная реальность». Поэтому легче не мучиться и снимать про СССР. 

     

    Kinomasha

4

Комментарии

10 комментариев
  • Юрий Комаров
    Юрий Комаров20 мая 2015 г.+3
    В переводе с английского бизнес – дело. По-русски – воровство.
  • Александр Росляков
    Александр Росляков20 мая 2015 г.+3
    Советские кинофильмы привлекали к настоящей жизни. Нынешние служат отвлечением от нее.
  • Александр Коржев
    Александр Коржев20 мая 2015 г.+2
    Почему героини работают в издательстве или подобных учреждениях, объяснить просто. Дело даже, на мой взгляд, не в престижности подобных профессий, а скорее в удобстве. рассказывая, где работает героиня,нужно показать, хоть немного, что она делает. Если бы она работала, допустим, с трудными детьми, или наладчицей в цехе, надо было дать минимум и о цехе, и о наладке, что предполагает усилия. А суть работы сотрудниц издательства прекрасно известна и самим авторам, и тем более редакторам. Что мы не очень хорошо понимаем страну, согласен. А точнее, есть множество "ячеек" общества, каждая из которых функционирует по своим неписаным законам, и нужно знать их изнутри. Если фильм именно про это - про непростую жизнь бизнесменов, ментов, учителей или госслужащих, понятно, что приходится во вникать в их проблемы (ну, не все, а хоть какие-нибудь). А если речь о другом - о любви-ненависти, жизни-сме
  • Александр Коржев
    Александр Коржев20 мая 2015 г.+1
    жизни-смерти, или романтике-экзотике, то амплуа маркетолога, пиарщика или бизнесмена есть нечто вроде маскарадного костюма, не более...А фильм о главном - любовь-морковь, розы-морозы, муравьи-стрекозы, ну и так далее
    • Денис Грачев
      Денис Грачев21 мая 2015 г.+2
      Поэтому излюбленный герой российских сериалов – «мент». Образ ясный и накатанный, все его черты уже настолько разработаны, что и додумывать не надо ничего. С утра до ночи на работе – и жена или возлюбленная знай попрекает: «Ты свою работы любишь больше, чем меня!» Что вызывает повальную симпатию телезрительниц к герою: мне бы такой попался, с хорошей квартирой и «честно заработанным» БМВ Х-3, уж я б его не попрекала!
  • kinomasha kinomasha
    kinomasha kinomasha24 мая 2015 г.
    Здравствуйте, Татьяна. У меня вопрос: кто вам разрешил вносить правки в мой текст и вообще публиковать его без ссылки на источник? Жду ответа. Маша
    • Татьяна Пушкарева
      Татьяна Пушкарева24 мая 2015 г.
      Если Вы, Маша, столь ревнивы к Вашим текстам, могу добавить ссылку на оригинал или удалить вовсе эту публикацию. А кто разрешил – некий субъект в пальто. Не обижайтесь!
  • kinomasha kinomasha
    kinomasha kinomasha24 мая 2015 г.
    Я не знаю, к кому я вас должна ревновать, потому что я задала очень простые вопросы: кто разрешил вносить правки, дописывать фразы, которых я никогда не произнесу, потому что очерченность социальных статусов не имеет никакого отношения к глубине или поверхностности сюжета. И почему вы не ставите активную ссылку на источник? Вам, действительно, кажется, что это правильно? Пожалуйста, возьмите оригинальный текст и поставьте ссылку.
    • Татьяна Пушкарева
      Татьяна Пушкарева24 мая 2015 г.
      «Вам, действительно, кажется, что это правильно?» Ну да, показалось правильным. Но воля Ваша – если Вы настроены столь категорично, готова, повторяю, удалить эту публикацию.
  • kinomasha kinomasha
    kinomasha kinomasha24 мая 2015 г.
    Если вы публикуете мой пост от своего имени, это странно, не правда ли? Если же вы его, все-таки, подписываете моим ником, но при этом правите и допридумываете вещи, которых я не писала, это еще более странно. Ну, для меня, во всяком случае.