Новости партнеров

Самое свежее

Далеко ли либералам до фашизма? Рукой подать! Андрей Франц. О русской идее: России удавалось быть великой лишь на пути антикапитализма Путин – наш рулевой. Но кто рулит Путиным и выбирает курс страны? Налог не дремлет, даже когда экономика спит Почему эти живые хотят зарыть мертвого Ленина? Потому что он поныне живей их! Сергей Собянин: мы наш, мы новый Кремль построим!
Loading...
Loading...
Загрузка...

Русская черта. Это и смех, и грех, и прочие пороки и достоинства

  • Россияне, как известно – это не обязательно русские. Всякий человек может гордиться в пределах России тем, что он казак, башкир или еврей, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют русскими. И для того есть основания: как правило все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения.

    Россиянам есть чем гордиться: у нас огромная страна, талантливые люди и глубокая литература. Но есть и свои слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше – обязаны их знать.

    А потому давайте посмотрим на себя со стороны – со стороны социологии. Какие специфические черты российского менталитета она выделяет?

     

    1. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», «не хуже чем у людей», «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна?» Это оборачивается, с одной стороны, отсутствием ментальной независимости: даже всесильный олигарх не смеет показаться в своем кругу без надлежащих внешних атрибутов: дорогих часов, авто и т.п. А с другой – правом любой соседской бабушке высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей.

    Из той же оперы – понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. Но при этом вам немедленно скажут, если у вас развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также – подмигнут фарами на дороге, чтобы предупредить о встрече с ГИБДД и спасти от штрафа.

    2. Исконное стремление «жить по правде» – если даже она не наблюдается в настоящем. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).

    За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде вообще не говорится, а в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием.

    3. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому бескорыстные действия отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.

    Российское – это нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение – и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.

    4. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. Если на Западе человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны – более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим и просто заговаривать.

    5. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливость. Приоритет традиционно русского общения – требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие.

    Можно обратиться за помощью – скорее всего помогут. Нормально попрошайничать – «добавь на пиво, брат». Но человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение – то ли он больной, то ли неискренний. Тот, кто приветливо улыбается другим – если иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «да», соглашается – лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность – это когда матом! Вот тогда – человеку веришь!

    6. Любовь к спорам. В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по любым вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам на глобальные, философские темы – яркая черта русского коммуникативного поведения.

    Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходя от первоначальной темы.

    При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. Как сформулировал это качество один английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот – характеристика «бесконфликтный» несет скорее неодобрительный оттенок: «бесхребетный», «непринципиальный».

    7. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом когда-нибудь». При этом его личная позиция – безответственная: «Нам подарит правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе чиновно-карательного сословия.

    8. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете – пренебрежительное отношение к политике и демократии как к форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность, что реально люди нигде ничего не решают и демократия – это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти – в силу убежденности, что иначе нельзя.

    9. Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип «не украдешь – не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту – сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта».

    При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения – нехорошо, как-то мелочно, нужно «прощать». А когда на этом фоне люди привыкают не уважать законы и от мелких нарушений переходят к крупным – тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.

    10. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета – любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать только пиратски, платить за лицензионные программы – западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царевну в жены и полцарства в придачу. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью – он исхитрится так, что за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.

    11. Забота о здоровье ценностью не является. Спорт – странно; болеть – нормально. Но русский менталитет не допускается бросать убогих, в том числе считается недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» – отсюда созависимость как норма жизни.

    12. Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей; а из людей важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.

     

    P.S. За такой во многом нелестный «русский потрет» кто-то, возможно, обвинит автора в русофобии. И напрасно. Автор любит Россию, верит в нее и от души думает о том, как нам поднимать нашу страну и воспитывать детей – наших новых граждан.

     

    Николай Козлов

6

Комментарии

7 комментариев
  • Александр Васильевич
    Александр Васильевич21 марта
    Фигня. Каждый человек индивидуален. А средняя температура по больнице мало кого интересует.
  • Жанна Дадэрко
    Жанна Дадэрко21 марта+3
    Просто жалеют самого слабого. Это и есть наша сила. Русский человек нацелен на помощь, а русская женщина чувствует себя счастливой когда кому то нужна она, её защита. Всегда заботлива.
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc21 марта+3
    Невозможно дать полное и точное определение всем, но с высокой долей вероятности можно. И по моему, в статье, доля весьма высокая. Мы живём как в русской народной сказке, погрузившись в этот мир с детства. Наш герой, Иван дурак, у которого всё по щучьему велению.
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков21 марта+3
    Некоторое время назад я согласился бы с писателем, но вот попался на глаза ролик с сюжетом о "черной пятнице" за бугром США--когда во время распродаж убили человека. Все то, что приписывает, обнаруживает писатель у нас, присуще всем. Что-то в большей степени, что-то в меньшей. Есть у нас черта--терпение, что может радовать далекр не всегда. В стране,где постоянно пополняются, несмотря на кризис, списки ...ардеров, социальные пенсии увеличат аж на 1%. Надеюсь, что на квитке будет написано "...Но вы держитесь". И все у нас привычно утрутся
  • ник чарус
    ник чарус21 марта+1
    насчёт сказок это русофобская пропаганда-стыдно дб повторять! навскидку семь симеонов-марья моревна-деревянный орёл-летучий корабль-финист-елена прекрасная-василиса премудрая-богатырка синеглазка-садко-буслаевич-и былинный цикл...о святогоре -о муромце-вольх всеславич-...и колобок!!!
    • Сергей Жуков
      Сергей Жуков21 марта+1
      Поиск блох, в том числе и фольклорных--это любимое занятие либерастов. Доводилось читать сравнение наших сказок с теми, что вышли из-под пера Братьев Гримм. Подробностей не помню, но вывод был примерно такой: нам не надо посыпать голову пеплом. Мы такие как все. Имею наглость предположить, что даже "Заветным сказкам" Афанасьева сыщутся аналоги в "цивилизованных странах", причем--более доступные для широкого читателя
  • Олег Козлов
    Олег Козлов22 марта+1
    Если с таким аналитическим подходом подойти к западной цивилизации, то там боюсь монстры получатся. И сказки у них сплошной фильм ужасов. Про американцев вообще молчу. "Исключительная" нация. А характер русский формировался правительствами на протяжении веков. Вот такие у нас были условия и такая у нас была вера. Но доброта, доверие, самоотверженность и душа у народа осталась и от этого никуда не уйти. У правительства таких черт не может быть по факту, потому как они не народ.