Новости партнеров

Самое свежее

Рубль: удар в спину... Хватит жить на Украине. Несколько слов российскому ТВ Верните наши деньги! Совфед решил доплатить потерпевшим от санкций богачам Про тысячу задержанных на воскресном митинге: плюсы и минусы для власти Андрей Франц. Почему «первоначальное накопление капитала» в России грозит стать вечным Проблема не в Навальном. Она – в Кремле и в нашем либеральном правительстве
Loading...
Loading...
Загрузка...

Глазами ящика. ТВ – это не только пропаганда, но и зеркало общества

  • Мы все привыкли к телевизору как к орудию пропаганды. И относимся к нему будто к личине власти, которая рассказывает россиянам о выдуманной этой властью реальности. Однако о самих россиянах телевизор тоже многое может рассказать. Пропаганда говорит нам о человеке будущего. А через мелкие детали телевизор показывает нам, как власть и крупный бизнес видят россиянина сегодня. Именно эти маленькие, порой неуловимые обывательским взглядом детали могут рассказать нам больше, чем все независимые эксперты по социологии современной России.

    Например ни один социолог или врач не говорил в последние годы о том, что людям некогда болеть. Но об этом живо рассказывает реклама. Раньше в роликах о средствах против простуды и гриппа типичная героиня сидела в шерстяном свитере на мягком диване, зачастую у камина, и, кутаясь в теплый плед, выпивала кружку целебного раствора.

    Сегодня лекарства от ОРЗ рекламируют бодрые клерки. Они наскоро заглатывают пару таблеток, чтобы не пропустить работу. Основная задача – перенести болезнь на ногах. Основной страх – потерять работу из-за больничного.

    Этот же страх стали эксплуатировать в рекламе обезболивающих. Людям некогда обследоваться, поэтому глушат боль таблетками, а болезнь тем временем прогрессирует.

    У нас огромную долю рекламного рынка занимают ферменты для улучшения пищеварения, таблетки для восстановления печени, сухие бифидобактерии, препараты от гастрита. Желудочно-кишечная тема, судя по рекламе, для россиян самая болезненная. За многочисленными роликами с рекламой бифидобактерий, средств «от живота» и печеночных колик скрывается тяжелая правда: люди плохо питаются, ухудшается качество продуктов.

    Зато реклама антипохмелинов пропала, из чего следует, что люди стали пить меньше, но чаще: похмелья уже нет, но печень все еще болит.

    Подводит граждан импотенция. Если верить телевизору, эта беда напала на наших мужчин чуть больше двух лет назад. И только в последние месяцы рекламы средств для оживления мужской силы стало меньше. То ли вылечились все, то ли мужику российскому стало не до секса. Еще бы: с больной-то печенью и гриппом на ногах!

     

    Реклама вообще очень многое говорит о том, о чем кое-кому наверняка хотелось бы смолчать. Например, что деньги кончаются. Как результат – рекламы автомобилей становится все меньше. Причем часто рекламируют не столько автомобили, сколько кредиты и рассрочки на них. Зато на экранах появляются резинки для волос, средства для заклеивания лодок, ручка для сковородки, две золотые цепочки по цене одной за тысячу с небольшим рублей.

    Реклама товаров формата «магазин на диване» стремительно рвется на центральные телеканалы. Наравне с роликами про ярмарки меда, распродажу шуб и кожаных курток.

    Падает и престиж работы телевизионщика. Что мы имеем в итоге? На экране стали появляться прыщавые, картавые, гнусавые, с кривыми зубами, с региональным говором, в дурной одежде личности. Потому что даже за работу в кадре рядовым трудягам платят очень мало, и идут туда в основном глубокие провинциалы и люди с небольшим опытом.

    Много на телевидении ляпов, технических ошибок. Появляются титры с опечатками, слова ведущих обрываются в самом неподходящем месте, музыка из телепередачи накладывается на окончание рекламного ролика.

    И смотреть телевизор обывателю стало неинтересно. Программы все менее разнообразные. На «Вестях» в будни запускают сериалы по три-пять серий подряд. Первый канал свои немногие новые программы показывает по несколько часов без перерыва. Пятый канал по выходным ставит портянки сериалов: например, три сериала по шесть часов каждый. То же самое делает ТНТ. Новый контент на телевидении производится в мизерных объемах и почти всегда – со старыми лицами и героями.

    Здесь мы видим едва ли не самые важные признаки нездоровья общества. Первое: общество не хочет перемен. Вообще никаких. Оно хочет видеть одни и те же лица, слышать одни и те же голоса.

    Вместо новых фильмов снимают римейки советских. Вместо новых телешоу делают продолжение старых. Вместо новых песен поют старые. Поэтому у нас идет уже восьмой сезон танцев на льду, пятый сезон «Голоса», а НТВ запустило «Киношоу» со звездами, которые соревнуются в пародировании старых фильмов. И даже в КВН играют теперь почти одни и те же команды.

    Светские хроники того же НТВ давно похожи на репортаж из дома престарелых: в них попадают те же люди, что были на сцене 25-30 лет назад. Я не помню телевидения без Орбакайте, Киркорова, Леонтьева, Преснякова, Королевой, Апиной, Овсиенко... Не говоря уже о Пугачевой, Кобзоне и Аллегровой. За 30 лет только Басков с Галкиным смогли прорваться на телевидение и потягаться со старожилами по части общенародной любви.

     

    Но даже не то плохо, что люди не хотят новых лиц, боятся новых имен и новых голосов. А что они не желают видеть в телевизоре себя.

    Вспомните начало 1990-х. Попасть в телевизор было тогда национальной идеей. «Поле чудес», «Сам себе режиссер», «Минута славы», разнообразные «спецзаказы», проходившие на региональных телеканалах и транслировавшие за деньги поздравления тещ, свекровей и «коллег по работе», – эти и другие передачи воплощали в жизнь мечту россиянина о телеславе. На этой же волне появились реалити-шоу: «За стеклом», «Дом». Пошли первые ток-шоу. Где-то до конца 2000-х годов люди рвались в телевизор и любили смотреть в телевизоре на себя, друг на друга.

    А потом вдруг этот интерес угас. Вместо обычных граждан в телешоу стали появляться сначала дети, племянники, внуки известных людей. Наши люди то ли разочаровались в идее телевизионной славы, то ли потеряли интерес к себе самим. То ли им просто денег не хватает ездить в Москву на прослушивания и съемки. Но видеть себя и своих соседей в телевизоре они больше не хотят.

    Если раньше россияне болели за условную дочь соседки, прорвавшуюся на прослушивание к Алле Пугачевой, то теперь они предпочитают смотреть, как соревнуются между собой звезды.

    «Точь-в-точь», «Ледниковый период», «Киношоу» – вероятно, самые рейтинговые передачи центрального телевидения. В них давно нет обычных людей. И в «Голосе» обычные люди почти исчезли, их сменили профессиональные музыканты и те же звезды: дочь Григория Лепса, Максим Галкин и Катя Гордон. В «Кто хочет стать миллионером» теперь играют Волочкова, Хазанов, Певцов, причем со звездными партнерами. Одной звезды уже мало. В том же КВН появились приглашенные звезды: без них КВН смотреть не хотят.

    Это, конечно, горько. И не одно кумовство тому виной. Телевидением управляют не идиоты. Если людям показывают Галкина, значит, они хотят видеть именно его.

     

    Но просачиваются в телевизор и хорошие симптомы. Например мы все чаще можем увидеть отменных породистых красавиц в неожиданных для них ролях. «Привет, я твоя бактерия из кишечника», – сообщает девушка с идеальной фигурой и лицом супермодели. Еще более красивые девушки изображают трупы, жертвы аварий и т.д. И это радует! Значит, прошли времена, когда длинные ноги, пухлые губы и открытое сердце делали девицам карьеру! Телом теперь много не заработаешь. По крайней мере на ТВ. Эра глупых красоток и секс-карьер сходит на нет.

    Другая хорошая новость – цензура. Вернее, ее ослабление. На ТВ появились зубастые телешоу с умеренной критикой и даже поддевкой власти. На НТВ Задорнов с Кортневым в «Салтыков-Щедрин шоу» шутят про то, что «аннексия» в переводе на русский – «Крым тю-тю». Кеосаян выпускает программу, где издеваются над всеми подряд, от Путина до Меркель. Шнуров, которого песочат то в Думе, то в прокуратуре, спокойно ведет на Первом канале ток-шоу для домохозяек. А по «России 24» экстренным сообщением передают новость об избиении Ильдара Дадина. Омбудсмен Москалькова в прямом эфире «берет дело на контроль».

    И даже на Первом изредка случаются выпуски новостей без какой-либо лобовой пропаганды и слова «президент». Правда, боюсь, как бы веяние ни оказалось сиюминутным, некой плановой имитацией.

    Тем не менее телевизор включать нужно обязательно. Потому что чем жестче и агрессивнее телевизор себя ведет, тем большее влияние на общество имеет. И тем внимательнее нужно его смотреть. Зачем? Чтобы понимать, в какой стране вы живете. Если ваши соседи по дому, ваши коллеги, родители друзей вашего ребенка смотрят телевизор, не интересоваться, чем им забивают головы, с вашей стороны будет опрометчиво.

    И еще глупее не воспользоваться телевизором как возможностью подглядеть за людьми. В нашем атомизированном обществе, все сильнее расслаивающемся на страты, телевизор остается одним из немногих способов узнать, что же на самом деле происходит за стенкой и в голове у вашего соседа.

     

    Анастасия Миронова

9

Комментарии

4 комментария
  • влад влад
    влад влад13 декабря 2016 г.+2
    Если смотреть вечерние передачи центральных каналов, то полное ощущение,что репрессивная психиатрия советских времён очень здорово недоработала .Неужели масковские интеллигенты и есть мы в неприкрытом виде?У такого населения нет будущего,только днк-анализы .Причём совпадение с гомо сапиенс не более трёх процентов .Есть маленькая надежда ,что интеллигенты представляют не весь народ.а особую ветвь деградантов.
  • Александр Росляков
    Александр Росляков13 декабря 2016 г.+5
    Не знаю, насколько оригинальна мысль этой статьи, что телевизор не только показывает что-то нам, но и показывает нас – но не согласиться с ней нельзя. И потому, как говорится, неча на зеркало пенять, коли рожа крива. Телевизор несет ровно то, что хочет слышать и видеть основной народ. Чему доказательство – та же опущенная ниже низшего реклама, под которую собственно и строится весь остальной видеоряд. А реклама – это не то, что ветром или прихотью Кремля надуло. Это коммерческий продукт, строго отвечающий вкусам потребителя. И потому кто кого тут оболванивает – еще большой вопрос.
    • Сергей Жуков
      Сергей Жуков14 декабря 2016 г.+3
      Может быть помните анекдот про икру? Инострану, спросившему, почему нет икры в продаже, задают встречный вопрос: слышал ли онЮ чтобы кто-либо из очереди спрпашивал икру. После его "нет" следует ответ "Видите, никто не спрашивает, потому и не завозим" Нечто похожее с ТВ. С него никто ничего не спрашивает, лишь бы не за красные флажки. Можно ведь помочь подняться, а можно вместе в свинокормушке малаховской бултыхаться, что и делают, поскольку чуЙствуют направление ветра
  • Антон Куренной
    Антон Куренной14 декабря 2016 г.+2
    Автор старательно смотрит телевизор. Перечислила такое, о чём я даже не догадывался. Но говорит, что там показывается всё на нашу потребу. И уж совсем тухлое заявление про рекламу, которую мы якобы смотрим и которой следуем. Телевизионщики работают так, как им приказывают и насколько они способны соответствовать заказу. Талантливых не осталось, ведущие новостей косноязычны, на НТВ обе говорящие головы старательно пытаются передать непринуждённую атмосферу, периодически подхихикивая и пытаясь пошутить. Зачем-то на каждом канале погоду рассказывают "живьём", жестикулируя руками или складывая ладошки. Удачнее всех новости передают на РБК - но это на мой вкус. То есть, телевидение у нас такое, какое хочет власть, продолжающая дебилизацию населения. Так что, неча на народ грешить.