Тайны человеческого мозга издавна влекли к себе ученых. Вот некоторые новые сведения, объясняющие особенности нашего мировосприятия и поведения.
1. Предвзятость подтверждения
Мы любим соглашаться с теми, кто соглашается с нами. Поэтому в основном посещаем форумы, где собираются люди, разделяющие наши взгляды. Нам неприятны отдельные личности, группы людей или сайты, которые заставляют нас сомневаться в собственной правоте. Эта избирательность и приводит к «предвзятости подтверждения» – мы часто подсознательно воспринимаем только ту информацию, которая подпитывает наши суждения, отвергая всё, что с ними конфликтует и угрожает разрушить привычный для нас образ мира.
Интернет, кстати, только усиливает эту тенденцию.
2. Внутригрупповая пристрастность
Это проявление нашей врождённой тяги чувствовать себя частью коллектива, потребность во взаимной симпатии и любви. Такая наша склонность, с одной стороны, помогает создавать тесные связи друг с другом, с другой – делает нас подозрительными, внушает страх и даже высокомерие по отношению к чужакам.
В конце концов внутригрупповая пристрастность приводит к переоценке способностей и ценностей нашей собственной группы и недооценке тех, о ком мы порой не имеем никакого вообще представления.
3. Ошибка игрока
Это склонность придавать огромное значение уже совершившимся событиям, уверенность, что они могут как-то повлиять на наше будущее. Классический пример – подбрасывание монетки. Если пять раз подряд выпадает решка, вероятность, что следующим выпадет орёл в нашем сознании возрастает. На самом же деле она по-прежнему остаётся 50/50.
Примерно так же работает ловушка «позитивного ожидания», свойственная игроманам. Им кажется, что после нескольких проигрышей удача просто должна повернуться к ним лицом и уже следующая игра принесёт им огромный куш.
Точно так же работает и заблуждение относительно «полосы везения».
4. Пост-шопинговая рационализация
Каждый из нас может припомнить хоть один случай, когда после покупки чего-нибудь ненужного, неработающего или непомерно дорогого пытался уговорить себя, что «всё равно оно того стоило».
Это и есть «пост-шопинговая рационализация» – встроенная в наше сознание программа, благодаря которой мы можем почувствовать себя несколько лучше после того, как сделаем какую-нибудь явную глупость.
Это явление известно также под названием «покупательский стокгольмский синдром» – подсознательное стремление во что бы то ни стало найти оправдание неразумной покупке, особенно если она обошлась очень дорого.
5. Пренебрежение вероятностью
Очень немногие из нас боятся садиться в автомобиль, но большинство испытывает трепет, когда поднимается на борт самолёта.
Ибо полёт – совершенно неестественное для человека состояние, потому и вызывает чувство опасности.
В то же время каждый знает, что вероятность погибнуть в автомобильной аварии во много раз больше, чем в авиакатастрофе.
И тем не менее наш мозг отказывается воспринимать эту связь: статистически шанс погибнуть, путешествуя на автомобиле – 1/84, на самолёте – 1/5000.
Этот же феномен заставляет нас бояться погибнуть от рук террористов и не думать о гораздо более реальной угрозе – упасть с лестницы, случайно отравиться и т.д.
6. Эффект негативности
Человек имеет тенденцию обращать больше внимания на плохие новости – и это совсем не означает наличие психологических отклонений.
Учёные считают, что мы подсознательно воспринимаем плохие новости как более важные. Кроме того плохие новости вызывают у нас больше доверия – возможно, потому что хорошие кажутся слишком подозрительными (или скучными).
7. Выборочность наблюдения
Это когда мы внезапно начинаем повсюду замечать нечто для нас новое. Нам кажется, что оно с определённого момента стало нас преследовать, хотя в действительности раньше просто-напросто ускользало от нашего внимания.
Например вы покупаете новую машину – и с этого момента начинаете видеть автомобили той же марки кругом и всюду. То же происходит и с беременными женщинами, которые вдруг начинают замечать вокруг себя большое количество других беременных.
Но что бы это ни было, причина не в том, что то или иное явление стало чаще происходить, а в том, что вы стали чаще обращать на него внимание.
Отсюда же и известная уверенность, что схожесть каких-либо событий или явлений «не может быть совпадением» (хотя на самом деле очень даже может).
8. Эффект повального увлечения
Мы обожаем двигаться вместе с толпой, хотя можем это и не осознавать.
Когда люди вокруг нас выбирают фаворита, то часть нашего мозга, которая отвечает за индивидуальное, отключается. Мы впадаем в состояние своеобразного группового мышления. Например вещь, которая притягивает большинство ваших коллег, имеет больше всего шансов стать предметом вожделения и для вас.
Ну, или в спорте – если большинство из вашего окружения болеет за какую-нибудь команду, очень сложно не поддаться всеобщему увлечению.
9. Эффект переноса
Это склонность считать, что другие люди мыслят так же, как и мы.
С этим эффектом связан похожий эффект «ложного консенсуса» – необоснованная уверенность, что окружающие по умолчанию с нами согласны.
Эффект переноса – это еще и переоценка нами собственной «нормальности» и «типичности». Например часто люди, входящие в радикальные объединения, живут с убеждением, что и за пределами их группы множество людей разделяет их убеждения, хотя таких может и вовсе не быть.
10. Эффект текущего момента
Мы с трудом соотносим «себя сегодняшних» с «завтрашними», поэтому часто позволяем себе делать то, что нравится сегодня, оставляя расплату за это мимолётное удовольствие на потом.
Это прекрасно сформулировано в старинной песенке «Люблю я макароны!»: «Потом мне будет плохо – но это уж потом!»
11. Эффект якоря
Этот эффект называют ещё «ловушкой сравнения». Он связан с нашей склонностью сравнивать числа (чтобы сориентироваться),
упуская при этом из внимания их настоящую величину. Этим фокусом активно пользуются продавцы.
Классический пример – товар на распродаже. Мы видим на бирке две цены и оцениваем разницу между ними, а не сами цены. Если скидка значительна, это производит на нас впечатление, даже если товар на самом деле слишком дорог и со скидкой.
Этим приёмом пользуются и рестораны – включая в меню непомерно дорогие блюда, чтобы по сравнению с ними цена на другие казалась вполне разумной. По этой же причине мы, делая выбор, чаще всего выбираем нечто среднее – не слишком дорогое, но и не самое дешёвое.
Комментарии